БРАТИЯ И СЕСТРЫ!

Чтобы не спеша подготовить записки для поминания, вы можете  скачать и распечатать бланки записок заранее (файлы DOC и  PDF, 4 и 6 записок на странице в разных формах):

О здравии:

О здравии 4 шт.doc

О здравии 4 шт..doc

О упокоении:

О упокоении 4шт.doc

О упокоении 4шт.doc

О здравии +   о упокоении:

3 о здравии + 3 о упокоении.doc

2 о здравии+2 о упокоении.doc

2 о здравии+2 о упокоении.doc

2 о здравии +2 о упокоении.pdf

 

Панихида:

panikhida_4_shtПанихида 4 шт.doc

Панихида 4 шт.doc

Молебен:

Молебен 4 шт.doc

Молебен 4 шт.doc

 

Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.

Записка «О Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
- внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим образом этому человеку не вредит.

О ком можно подавать записки?
- любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.

О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
- самоубийц;
- не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
- усопших, причисленных к лику святых:
• например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.
Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;
- убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие.
Не следует подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
- при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
- и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение:
• для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц;
- отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным.

Возможное поминовение самоубийц дома:
- Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
- если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:
- вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь  припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже
молитва за него.

Порядок написания имен в поминальных записках:
- желательно – разборчивым почерком. Лучше всего – печатными буквами;
- имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;
- имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;
- все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
• если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении.
Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
• если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);
• если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.
- если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать  внимательнее.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
- первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
• патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
- далее следует имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
- затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
- теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
- по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете-спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.

В какой период службы лучше всего подавать записки?
- чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии(т.е. до 8.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера (см. расписание).

Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:
- не указываются:
• фамилии и отчества,
• звания и титулы,
• степени вашего родства;
- не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул поминаемого вами священнослужителя;
- в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• заблудшего – (забл.);
• страждущего – (стражд.);
• озлобленного – (озлоб.);
• учащегося – (учащ.);
• скорбящего – (скорб.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).
- в записках «Об упокоении» не пишут:
• убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души усопшего;

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:
- в записках «Об упокоении» добавляют:
• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;
• приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) —  усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего.

Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
- о единоразовом поминовении;
- о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

Записки подаются для поминовения:
на проскомидии. Подается обычная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
на сугубой ектении. Подается заказная записка:
• «О Здравии»:
— за путешествующих или тяжко болящих членов прихода,
— когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела.
• «Об упокоении»:
— только о новопреставленных и только на заупокойной литургии;
— в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой»
не совершается;
на молебне. Подается заказная записка:
• «О Здравии»;
на сорокоусте. Подается заказная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
на панихиде. Подается заказная записка:
• «Об упокоении».

Краткое описание поминовения на проскомидии:
- Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;
- поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения во всеуслышание;
- сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв, священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):
• «Агничная» частица служит для Причащения;
• «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;
• «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:
— Иоанна Крестителя,
— пророков,
— апостолов,
— святителей,
— мучеников и преподобных,
— бессребреников,
— Иоакима и Анны
— и того святителя, имени которого совершается литургия.
Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших —  Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
- затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
»Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«. Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках;
- частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
- следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут
внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы. Те верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
- во время поминовения живых и усопших именно в Церкви, на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.

Просфоры, подаваемые на проскомидию:
- каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;
- таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
- мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
- здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;
- мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

Сугубая ектенья:
- ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
-  заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
- на записке необходимо написать:
• «Сугубая ектенья»;
• указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей.

Краткое описание поминовения на сугубой ектении:
- имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;
- начинается сугубая (усиленная) ектения:
• общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;
• в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;
• все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;
• Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего;
• в последнем прошении диакон призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
- во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.  Затем священник произносит молитву перед Престолом,громко называя имена из записок;
- в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где все праведные обретают покой.

Виды Молебнов:
- Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейски нуждах.
Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в  Церковной лавке, какой именно:
• без водосвятия;
• или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.
- Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни (см. расписание).

Заказная записка о здравии с Молебном:
- в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;
- затем эти имена повторяет священник перед престолом;
- после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:
• просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
• или благодарят Бога за уже полученные блага – благодарственный молебен;
- Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .

Особенности заполнения записки на Молебен:
- сначала указываю, кому возносится молебен:
• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);
• Божией Матери (разным Ее иконам);
• почитаемым святым;
- затем пишется, о здравии он или об упокоении;
- и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Панихида:
- это заупокойная треба;
- она совершается только по крещенным;
- Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

Заказная записка об упокоении с Панихидой:
- в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен усопших:
• диакон гласно произносит на ектений их имена,
• затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.

Заказная записка на Сорокоуст:
- Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из просфоры;
- подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
- как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.

Особенности Сорокоуста о Здравии:
- в современной Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;
- такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;
- Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.