Великий пост приближает нас к Пасхе Христовой. Но, как и во время всякого пути, силы порой оставляют верующих, шествующих дорогой поста. И именно в это время, когда в подвиге воздержания христиане провели уже целый месяц, Церковь предлагает своим чадам особенную духовную помощь — службу в честь преподобной Марии Египетской, именуемую в народе Марииным стоянием.

Это удивительное богослужение совершилось 29 марта в соборе святых апостолов Петра и Павла, которое возглавил настоятель храма святой блаженной Матроны Московской с.Кара Гога и храма пророка Илии с.Лебяжье иерей Сергий Пропустин.

Всё содержание этой удивительнейшей постовой службы призывает к покаянию, при чём само покаяние приобретает в образах Великого канона поистине вселенское значение. И внимательный слушатель может в словах произведения преподобного Андрея проследить всю многовековую историю борьбы человека с грехом, начиная с сотворения мира, и заканчивая Новозаветными временами. Примечательно, что Великий пост начинается четырёхдневным чтением покаянного канона по частям, и приближается к своему завершению с полным чтением этого гимна покаянию.

Еще одной отличительной особенностью богослужения является то, что на утрени прочитывается житие преподобной Марии Египетской. В Синаксарии Постной Триоди, в частности, сказано про последование службы:

«Установлено же еще в этот день петь и читать Великий канон по следующей причине: поскольку святая Четыредесятница уже приближается к концу, то чтобы люди, бывшие ленивыми к духовным подвигам, не забылись беспечно и не прекратили вдруг воздержание. Великий же Андрей, как некий наставник, повествованиями Великого канона показывая добродетели великих мужей и их удаление от зла, воодушевляет подвизающихся к большему мужеству, дабы они смело устремлялись вперед».

ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (ОК. 521)

Преподобная Мария, называемая Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Когда Марие исполнилось лишь двенадцать лет, она ушла из дома в Александрию. Таким образом, она оказалась свободной от родительского присмотра, и будучи молодой и неопытной, Мария увлеклась безнравственной позорной жизнью. Соблазнителей и соблазнов было немало, но остановить ее на пути к погибели было некому. 17 лет Мария жила во грехе блуда, пока милостивый Господь не направил ее на путь покаяния.

Случилось это таким образом. Однажды, Мария присоединилась к группе паломников, которые направлялись в Святую Землю. Даже в это время, плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. По прибытии в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.

Большое количество людей входило в святой храм, а Мария у самого входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла переступить порог святого места. В этот момент она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее греховную нечистоту.

Марию охватил большой ужас и чувство глубокого покаяния. Она стала молитвенно просить Бога простить ее грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Затем Мария увидела у входа в храм икону Божией Матери и стала просить Пресвятую Богородицу заступиться за нее перед Богом. После чего она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Находясь в храме, Мария проливала обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария непременно стала исполнять свое обещание, данное Богу и Божией Матери, в корне изменив свою жизнь. Выйдя из Иерусалима, она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню, где почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Такими суровыми подвигами Мария Египетская полностью искоренила в себе все греховные страсти, а свое сердце сделала чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре святого Иоанна Предтечи, благодаря святому промыслу Божиему удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией Египетской, когда та уже была глубокой старицей. Святой старец был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы вознесшейся над землей, а другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с преподобным Зосимой, святая Мария просила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее Святых Христовых Таин. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Телом и Кровью Христовой. Но придя в пустыню спустя год в надежде увидеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки святой Марии в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Житие Марии Египетской дает нам яркий пример, как из великой грешницы благодаря помощи Божией, по своим молитвам и глубокому раскаянию, преподобная Мария стала величайшей святой.

Чтение жития преподобной Марии Египетской также повествует о подвиге покаяния, перекликаясь с основной мыслью канона. Кроме того, житие Египетской подвижницы пронизано ещё одной важной мыслью о том, что милосердие Божие всегда открыто даже для самых страшных грешников, при условии их раскаяния и желания, оставив греховную жизнь, посвятить себя Господу.