Сегодня 09.07.2023, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, Тихвинской иконы Божией Матери (1383);  Прп. Давида Солунского (Фессалоникийского) (ок. 540). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 24:12–35 (зач. 113). Лит. – Рим. 10:1–10 (зач. 103). Мф. 8:28 – 9:1 (зач. 28). Богородицы: Флп. 2:5–11 (зач. 240). Лк. 10:38–42, 11:27–28 (зач. 54). 

От Матфея святое Благовествование

8.28. И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

8.29. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

8.30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

8.31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

8.32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

8.33. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

8.34. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

9.1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Продолжая свое путешествие по Геннисаретскому озеру, Спаситель с учениками прибыли в Гергесинскую страну, названную так по имени города Гергеса, находившегося к юго-востоку от озера, на границе с Аравией, и входившего в число городов Десятиградия. Когда Господь прибыл туда, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мф. 8, 28).

Причину, почему бесноватые жили в гробах, объясняли тем, что это было иудейское суеверие, по которому демоны имели преимущественно пребывание в гробницах и на кладбищах, и бесноватые только следовали этому суеверию. Но естественнее всего объяснять жизнь бесноватых в гробах тем, что они были изгнаны из городов и селений.

Величие и всемогущество Сына Божиего, сокрытое для человеческих глаз, было столь очевидным для нечистых духов, владевших более совершенным зрением, что привело их в ужас и трепет.

И вот бесноватые начинают кричать: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). Мучением они считали то, что им не позволили вредить людям.

Сущность беснования в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями.

Главной задачей бесов является гибель всего живого. Осознавая же, что не смогут погубить этих двух людей, в которых они пребывают, бесы просят Спасителя: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф. 8, 31).

Не будучи в состоянии вредить самим людям, обращаются к тому, что им принадлежит, чтобы показать, какую ненависть они питают к нам. И не только это, но и другое, гораздо худшее, замышляют. Они хотят уничтожить свиней, чтобы владельцы стада, опечаленные такой потерей, не приняли Иисуса и, таким образом, потерпели еще больший вред, не приняв евангельского благовестия.

И Господь попускает бесам войти в стадо свиней, наглядно показывая ученикам и жителям Десятиградия подлинную природу нечистых духов, которые противятся всему, что творит Бог. Свиньи же отданы бесам не потому, что те этого хотят, но чтобы этим действием показать, сколь свирепствуют демоны в человеке, сколь настойчиво добиваются смерти людей.

И если человек имеет в себе свободную волю, как образ Божий, который неподвластен бесам, и может сопротивляться своей погибели, то безвольные животные полностью подчинились стремлению бесов, которые в них вселились, и все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8, 32).

Если Бог созидает и животворит, то бесы, напротив, стремятся к тому, чтобы разрушить и умертвить. Но в присутствии Бога они не могут ничего делать самостоятельно. И Господь показывает, что для Него важнее человек, а не животное, что Он пришел избавить от страдания именно человека.

Строки сегодняшнего евангельского чтения свидетельствуют о величии,

всемогуществе и власти Бога над бесами.

Какими бы ни были бесы, как бы ни распространялось влияние диавола в мире,

тем, кто пребывает со Христом, нечего бояться.

Господь всегда остается с теми, кто сохраняет Ему верность,

живя смиренно и пребывая в послушании Его святой воле.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди. 

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

9 июля Православная Церковь празднует день памяти Тихвинской иконы Божией Матери. В летописях Приладожские земли назывались страной Тихвинской, что означает страна болотистая и лесистая, отсюда и название города Тихвин, который в последствии появился в этих краях.

Обретенная над Ладожским озером

Тихвинская икона Божией Матери по преданию была написана святым апостолом евангелистом Лукой. В V веке из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где специально для неё была построена Влахернская церковь.

За 70 лет до взятия Константинополя турками, в 1383 году икона исчезла из храма, и в светозарном луче была обретена над Ладожским озером. Жители Тихвинского края были взбудоражены этой вестью, первыми её заметили рыбаки. Икона несколько раз чудесным образом переходила с места на место, пока не остановилась на берегу реки Тихвинки. Жители с духовенством пришли на это место и в течение всего дня служили молебны. Тем временем заготавливались брёвна для строительства часовни. Вечером жители разошлись по домам и у иконы оставили стражников. Стража всю ночь крепилась, однако под утро задремала. Проснувшись, они не обрели ни иконы, ни брёвен, ни даже щепок. Когда утром селяне не обнаружили икону, встали на покаянную молитву, после чего разошлись в поисках утраченной святыни. Яркое сияние с обратной стороны реки Тихвинки указало им верное направление. Придя в это место, они обнаружили аккуратно сложенный сруб для часовни, а также икону, которая висела в воздухе, никем не поддерживаемая.

На месте обретения чудотворной иконы был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Заботами князя Василия Иоановича (1505-1533) на месте явления иконы вместо деревянного храма был построен каменный. В 1560 году Иоанн Грозный распорядился, чтобы здесь был основан Тихвинский мужской монастырь и обнесён каменным забором.

Заступничество в период трехлетней войны

В начале Русско-шведской войны в 1613-1614 годах шведские войска взяли Новгород и хотели неоднократно овладеть этим монастырем. Был случай, когда монахи проявили малодушие и хотели даже оставить монастырь, желая забрать с собой икону, но она осталась недвижима. Тогда монахи, уповая на волю Божию и заступничество Пресвятой Богородицы, остались в монастыре для отражения неприятельских атак. Малое количество насельников удивительным образом смогли успешно отразить атаки многочисленного войска шведских воинов. Шведам являлось всё время то небесное воинство, которое на них ополчилось, то рать, которая идёт на них со стороны Москвы. После одержанной победы, было дано распоряжение сделать список с Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1617 году в селе Столбово в 50 верстах от города Тихвина был заключен мирный договор со шведами. Поручительством в мирном договоре явился чудесный образ списка иконы Божией Матери названный Тихвинским. Этот образ был помещён в Москве в Успенском соборе Кремля, но новгородцы, участники войны со шведами, попросили, чтобы эта икона была передана им в город.

Долголетнее странствие иконы

В октябре 1917 года обрывается история Тихвинского монастыря, и начинается крестный путь, который привел к полному разорению этой обители. С 1918 года проводилось планомерное вытеснение монахов из обители. В 1922 году было произведено изъятие церковных ценностей, в 1923 году большевики объявили Тихвин центром атеизма, а спустя три года в Тихвине было совершено последнее богослужение.

На снимке: представитель германского командования передает одному из активнейших членов Псковской православной миссии протоиерею Кириллу Зайцу икону Тихвинской Божией Матери. Псков, 22 марта 1942 года. Фото из газеты РОА «За Родину» №53 (148) от 5 марта 1943 года.

Пресвятая Богородица не оставляла своими заботами своих духовных чад, и икона находилась в Тихвине вплоть до декабря 1941 года, когда отступавшие оккупанты забрали икону с собой в Псков, где она пребывала до апреля 1944 года. Когда Красная армия подошла к Пскову, то икона была вывезена в Ригу. Пресвятая Богородица избрала хранителем своей иконы епископа Рижского Иоанна (Гарклавса). Когда же войска Красной армии перешли в наступление в западном фронте, владыка Иоанн решил покинуть Ригу. Он никогда не был замечен в симпатиях к немецким оккупантам, однако остаться в Советском Союзе он боялся из-за возможных репрессий. Епископ Иоанн вместе с иконой и сопровождающими людьми достигли американской оккупации. В 1949 году они перебрались в Америку, где он был назначен епископом Детройтским и Кливлендским. А в 1955 году его назначили на кафедру в Чикаго.

Епископ Рижский Иоанн (Гарклавс)

Икона находилась в доме владыки Иоанна и была окружена благоговейным поклонением. По воскресным и праздничным дням икону приносили на богослужение в Свято-Троицкий собор города Чикаго. В 1976 году, с благословения епископа, вышла монография в Финляндии на английском языке, которая подтверждала подлинность этой иконы.

Епископ Иоанн (Гарклавс) скончался в 1982 году, и завещал своему приёмному сыну протоирею Сергию вернуть икону в Тихвин, когда не будет угрозы Православию. В январе 2004 года было принято окончательное решение вернуть икону на историческую родину к июлю 2004 года. 8 июля 2004 года икона была возвращена в Тихвин, где состоялись торжества по случаю возвращения величайшей святыни Русской Православной Церкви в свой дом после 60-летнего странствования.

Возвращение Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории и в наши дни.

В Соборе святых апостолов Петра и Павла одна из особо почитаемых икон - Тихвинская икона Богородицы. По завершении Божественный Литургии каждый прихожанин собора смог приложиться к праздничной иконе и испросить помощи у Царицы Небесной.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тихвинской», глас 4

Дне́сь, я́ко со́лнце пресве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости мир просвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий дар Боже́ственный свы́ше благогове́йне восприе́мши,/ прославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего велича́ет ра́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цари́це Богоро́дице,/ да сохрани́т вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих/ и спасе́т ве́рою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному/ и Твоему́ пречи́стому о́бразу,// Де́во Неискусобра́чная.

Перевод:

В сей день как солнце пресветлое воссияла нам на воздухе всесвященная икона Твоя, Владычица, лучами милости мир просвещая! Ее великая Россия, как некий дар Божественный свыше благоговейно приняв, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебе родившегося Христа, Бога нашего, величает радостно. Ему молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех козней вражеских и спасет с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева брака не познавшая.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тихвинской», глас 8

Притеце́м, лю́дие, к Де́ве Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́ Бо́га,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Перевод: Прибегнем, люди, к Деве Богородице Царице, благодаря Христа Бога, и, к Ее чудотворной иконе с умилением взирая, припадем и возгласим Ей: «О Владычица Мария, посетив страну сию Твоего священного образа явлением чудесным, сохраняй в мире и благополучии Отечество наше и всех христиан, являя их наследниками Небесной жизни, ибо мы к Тебе с верою взываем: Радуйся, Дева, мира спасение!»

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Тихвинской»

Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую страну́. Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спаси́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся враги́ их, и сохрани́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и страны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Твоему́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.