Крепости старой камни всю боль хранят...

 Город Петра и Павла- священный град.

 Дарит ковыль седины родным местам,

 Горечь тех Горьких Линий и тут, и там.

В них нас земля связала одной судьбой.

Город Петра и Павла - и твой, и мой.

Греет теплом камина

и счастьем встреч.

 Только б святое имя

Его сберечь...      

 Валентина Суслова

С давних пор города украшались не только представительными зданиями, не только домами богатых горожан, центром духовным и архитектурным каждого города,  всё -таки считался православный храм. Украшение нашего города - Покровская казачья церковь, ныне Собор Святых Апостолов Петра и Павла. Собор является архитектурным памятником,  он третий по возрасту из старейших православных храмов на территории Казахстана и сохранившихся зданий города.

Фотография эта представляет собой большую ценность. Во-первых, на ней  изображен уголок дореволюционного Петропавловска практически в первозданном виде. Вокруг церкви - незастроенная площади: не полагалось делать постройки вокруг храмов! И во-вторых, на дальнем плане видна солдатская крепостная церковь Петра и Павла, от которой ныне почти ничего не осталось.

 Собор в своей архитектуре является ярким примером культового сооружения, выполненного в стиле «сибирского барокко» и, несмотря на поздние перестройки, сохранившим все основные стилевые характеристики.

Первоначально Покровская  церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году ее разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трехпрестольную церковь. Главный престол - в честь святых Апостолов Петра и Павла, северный – в честь святого чудотворца Николая и южный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Все приделы последовательно освятили: в 1815, 1818 и 1821 годах.

В 1838 году от пожара сильно пострадала каменная колокольня. Ее разобрали в 1839 году и вместо нее в 1844 году заложили новую колокольню, стоящую отдельно от церкви, соединенную с ней каменным коридором. Строительство колокольни завершилось в 1848 году. Церковь обнесена каменной оградой с чугунной решеткой. Построена ограда на средства прихожан.

Век двадцатый...После революции церковь пришла в упадок. Читаем подшивки местных газет за 1920-1930 годы. Заголовки: "Красный безбожник", "Учителя на попа променяли", "Надо скорее снять с церкви колокола", "Все силы на безбожный фронт" и т.д... Одной из первых в нашем городе пострадала церковь Марии Магдалины (железнодорожная), в 1923г. закрыли церковь и превратили ее во "дворец молодых безбожников". В 1930г. - принято решение о " ликвидации" Вознесенского собора. А потом дошла очередь и до первых церквей нашего города... И началось...1938 год 16 октября президиум Петропавловского горсовета принял решение о закрытии подгорной церкви и об использовании ее здания для общественных нужд.

Вспоминают очевидцы событий. Г. Пименова: "Видела, как сбрасывали колокол с подгорной церкви. Упал на паперть. Паперть треснула, а колокол остался цел ...Толпа стояла. Охали и ахали".

Л.Козина: "Лично видела, как множество людей, держась за толстый трос, пытались сбросить колокол, который был таким большим, что не проходил в окно колокольни. Поэтому пришлось долбить стену, чтобы сделать отверстие пошире. Колокол упал... Люди плакали, крестились, молились... Колокол, падая, издал какой-то плачущий звук... Народу было очень много - вся полнота... Мы, дети, бежали к Солдатской церкви. Ее колокол уже лежал на земле..."

С 1938 по 1946 годы Покровская церковь находилась в ведении облместпрома. Бывший учитель истории М.И. Рогачева вспоминала, как где- то в период с 1941-1943 годы её мать Варвара Федоровна работала в горпищекомбинате. Выпекала хлеб, пироги... Мария Ивановна помнит, как мать водила ее в здание церкви, где располагался цех по выпечке. Она видела сохранившуюся на стенах роспись: ангелы, святые... Было, говорит Мария Ивановна, очень красиво. Мать сказала: "Здесь была церковь..."

С.П Зверковских  вспоминает: "В самом храме выпекали хлеб, хранили семена для производства масла". Маслобойка была расположена в конце улицы Подгорной. "Позднее этот промкомбинат стал производить махорку".

Июнь 1946 года. Из воспоминаний М.А. Пятаковой: "Петропавловск посетил  архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), ныне канонизированный (август 2000г.) Он поставил вопрос о восстановлении подгорного храма.

На Пасху 1946 г собралось у Всехсвятской церкви огромное количество народа, была невозможная теснота. Пошли к уполномоченному по делам религий просить о восстановлении подгорной церкви. Разрешение было получено". Облсовет исполкома Петропавловска передал здание подгорного храма общине верующих, по их просьбе  Собор начали восстанавливать по найденным в архиве чертежам, заверенными Александром I  и датированными 1813 годом.

К моменту восстановления храм представлял собой печальный вид. Церковь обветшала, ее частично разрушили, сняли кресты и колокола. Алтарь и иконостас разгромлены, многие иконы и киоты были варварски уничтожены. Роспись на стенах была покрыта слоем копоти и грязи. Перед центральным алтарем до самого купола возвышалась громадная вытяжная труба. В Никольском приделе стояла огромная кирпичная печь.

Активное участие по восстановлению и очистке храма от нецерковных сооружений приняли прихожане и священнослужители. До наших дней сохранились уникальная грамота, данная протоиерею Владимиру Осипову от самого архиепископа Николая "в воздаяние трудов при восстановлении Петропавловского Собора, в дни его настоятельства в нем и в благословение его беспорочного пастырского служения".

Обо многом говорит этот документ! Прежде всего о точной дате освящения восстановленного храма  (богослужения шли уже с 1947 г. Пасха 1947 г праздновалась уже и во Всехсвятской церкви и в Соборе). Грамота 1951г. подписана человеком, ныне причисленным к лику святых! Оформлена она вручную, что свидетельствует о трудностях послевоенного времени.

 9 сентября 1951 года Собор был вновь освящен. В 1952 году храм полностью был восстановлен.

Временно, с 1957  по 1960  (по октябрь 1960г.) в  Петропавловске было учреждено  викариатство. С 1957-1960 гг. в Соборе служил епископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов). Посещали и служили в Соборе Митрополит Казахстанский Николай (Могилевский) (июнь 1946), Митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф Чернов, Епископ Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов). В годы ссылки в Казахстан подгорой снимал жилье и пел в Соборе на клиросе Павел Груздев, будущий старец-архимандрит Павел (Груздев).

Первым настоятелем Собора в послевоенные годы (с 1947г.) был переведенный из Всехсвятской Церкви о.Антоний Волошенко, диаконом служил тогда о.Василий Артоболевский. Настоятелями в разные годы были: о.Антоний Волошенко, о.Владимир Осипов, о.Феодор Кукульский, о.Алексий Улович, архимандрит Димитрий Красуля (60-е гг.), о.Николай Коваленко (60-е гг.), иерей Сергий, протоиерей Василий Рыбчинский,  протоиерей Николай Бурдин,  с 1994 протоиерей Сергий Снопков. У каждого из них очень интересная биография.

С 1947 года в храме начались церковные службы, непрекращающиеся до настоящего времени.

Собор св. Апостолов Петра и Павла, как и вся наша Церковь, получил новое дыхание после 1988 года-года празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1990 году началось восстановление церковных колоколов. Самый большой из них имеет вес 1200 кг, язык - 60 кг. Жизнь в Соборе активизировалась, увеличилось число прихожан.

На месте старой забегаловки, стоявшей рядом с храмом и прозванной в народе "У Христа за пазухой", воздвигнуто на добровольные пожертвования граждан и организаций красивое кирпичное здание.  В нем при новом настоятеле храма протоиерее Сергии Снопкове 16 июня 1997г. в день Святого Духа был освящён Престол крестильного храма в честь праздника святой   Пятидесятницы.

Собор благоукрашается   как с  внутренней , так и с внешней стороны. Украшает фасад  мозаика, изготовленная    бригадой из Омска, благодетелем является Иванов Олег Александрович. Мозаичная икона Покрова Пресвятой Богородицы и Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла на фасаде колокольни освящена в день Петра и Павла в 2019г. На восточной части Собора мозаичная икона была изготовлена омской бригадой старанием Калинина Максима Семёновича в 2020г. А на восточной стене Крестильного Свято- Духовского храма в 2021г., усердием Калинина М.С. была установлена икона Святой Троицы так же в мозаичном исполнении.

В стенах Собора хранятся доступные для прихожан Святыни: ковчег с мощами Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, подаренный главой Православной Церкви Казахстана митрополитом Александром, и ковчег с мощами Александра Свирского, который был доставлен нашими земляками иеромонахом Варлаамом (Карабышевым), совершающим свое служение в Санкт-Петербургской митрополии, и иерем Александром Исьяновым.

Настоятелем собора с 1994г. и по сегодняшний день является митрофорный протоиерей Сергий Снопков.

Именно при нем (1994г.) дореволюционная благочестивая традиция, прерванная в  эпоху гонений на Церковь - Крестные ходы, была возобновлена.

О.Сергий окончил Московскую Духовную  Семинарию и Академию. До г.Петропавловска  он был назначен в 1992г. настоятелем прихода в честь Великомученика Георгия Победоносца на космодроме "Байконур".

Мудрое духовное руководство и образованность, молитвенный настрой, твердость и строгость в исповедании веры, ревность о Боге отца- настоятеля являют пример в слове, образе служения ,показывают животворящую веру. Всесторонне развивая общину Собора, о.Сергий заботится о возрастании пасомых в вере, благочестии и чистоте, об обращении ко Христу тех, кто ещё находится вне церковной ограды. В сентябре 2021г. о.Сергий отметил 30- летие священнической хиротонии. За усердные и многолетние труды во славу Святой Церкви к этому юбилею протоиерей Сергий Снопков был награждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.

Духовенство храма

Иерей Антоний Кудрицкий-

клирик Собора Святых Апостолов Петра и Павла                    

Иерей Сергий Сафонеев-

клирик Собора Святых Апостолов Петра и Павла

Иерей Сергий Осинцев-

клирик Собора Святых Апостолов Петра и Павла

Диакон Павел Орлов-

клирик Собора Святых Апостолов Петра и Павла

При Соборе действует библиотека. Наверное, только в церковных библиотеках можно в наши дни взять почитать труды великих учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Есть здесь весьма поучительные  творения и более близких нам по времени авторов- митрополита Филарета, Игнатия Брянчанинова и многих других. 

В библиотеке можно найти литературу практически по любому интересующему вас вопросу. Кого- то интересует история Церкви, кого-то - тема избавления от собственных недостатков, а кого-то- проблема снов, болезней и т.п. На все эти и многие вопросы можно получить ответ  в библиотеке. Есть газеты, журналы духовного содержания для взрослых, молодежи и для детей. А подскажет и поможет  начать путь в мир книг, наш библиотекарь- Черненко Надежда Васильевна.

Ни одно богослужение, ни общественное, ни частное не обходится без пения, даже церковное чтение представляет собой речь нараспев, произносящуюся на определенной высоте, в определенной тональности. Богослужение напрямую связано с пением, являющимся тем средством, с помощью которого проповедуется Слово Божие.

По мысли святых отцов, церковное пение - это средство Богопознания и средство общения членов Церкви со Христом и друг с другом. Церковь- Тело  Христово, одушевлённый  организм, владеющий речью, языком и голосом. Этот голос- церковное пение людей.

С 1984 г. в Соборе пел профессиональный хор под управлением Александровой Л.А., который украшал своим пением воскресные и праздничные богослужения. Неоднократно хористы выезжали с духовными концертами по городам и сёлам СКО.

В 1998 г. по благословению отца Сергия был основан детско-юношеский хор Собора. Первыми руководителями хора были И. Мизгулина, Е. Нетесова. Всё начиналось с эксперимента, а именно небольшого детского хора, который принимал участие лишь  на  Пасхальном богослужении. Но вскоре стало понятно, что потенциал юных хористов позволяет строить  более амбициозные планы. С 2001г. хором руководит Прохорова Ольга Николаевна. Время идёт, дети взрослеют, одно поколение меняет другое. Сейчас  хор уже нельзя назвать детско-юношеским - это состоявшийся, с большим профессиональным стажем, взрослый коллектив, который украшает все воскресные и праздничные богослужения.

В 1990г. при Соборе была открыта Воскресная школа для взрослых о. Николаем Бурдиным, совершались первые паломнические поездки.

В 1995г. открылась Воскресная школа для детей о.Сергием Снопковым. Вот уже более 30 лет при Соборе открыта Церковно - приходская школа, или просто Воскресная школа, которую посещают не только дети, но и взрослые. По праву школу можно назвать семейной, так как детей приводят родители, дедушки и бабушки, крестные, кто-то приходит с друзьями. Приходят и остаются, чтобы помочь своим  детям, себе, близким открыть дорогу к Богу. Ибо в Священном Писании сказано: "В начале было Слово, и Слово было у Бога,и Слово было Бог"( Иоанн 1:1). Наша школа - место встречи близких по духу людей.

В середине XIX века (после  1850г.) в России начали появляться первые общества трезвости. В 1913г.в Петропавловске развернул борьбу против порока пьянства священномученик епископ петропавловский Мефодий.

При нашем Соборе общество "Трезвение"  существует с 2014 г. Его духовным окормителем  является настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, руководит обществом  Руженская Л.Л. Каждое воскресенье после Литургии проводятся лекции, семинары, тренинги, консультации профессиональных психологов. Трезвение - духовное бодрствование - путь спасения, христианская добродетель, заключающаяся во внимательном обращении к духовной жизни, дисциплине ума, то есть хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу. Смысл общества "Трезвение" - оказать православный путь избавления от пагубных страстей и пороков.

Храм занимает особое место в жизни православного человека.

Храм- это "небо на земле" - особое, отличное от других строений, здание, посвященное Господу и предназначенное для совершения Богослужения и таинств.

Если посмотреть со стороны на него, то бросается в глаза его сходство с кораблем.

Да, Церковь - это корабль спасения в штормовых волнах житейского моря, приводящий в вечную жизнь.

И какая радость - видеть то, что когда-то было грязным, порушенным, захламленным, вновь чистым, сияющим яркими красками!

И делается это не только для нас, нынешних прихожан, но и для тех, кто придет в храм после нас...