Сегодня 13.08.2023, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, Предпразднство Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужил иерей Сергий Сафонеев. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 21:1–14 (зач. 66). Лит. – 1 Кор. 4:9–16 (зач. 131). Мф. 17:14–23 (зач. 72). Прав.: Гал. 5:22 – 6:2 (зач. 213). Мф. 11:27–30 (зач. 43).

От Матфея святое Благовествование

29 ноября - день памяти апостола и евангелиста Матфея

17.14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 

17.15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 

17.16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17.17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

17.18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

17.19. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

17.20. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 

17.21. сей же род изгоняется только молитвою и постом.

17.22. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 

17.23. и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

После Преображения на горе Фавор Господь вместе с Петром, Иаковом и Иоанном возвращаются к остальным апостолам, которых окружало множество народа. Среди людей, следовавших за Спасителем и желавших видеть Иисуса, был некий человек, который привел для исцеления своего сына, одержимого злым духом. Увидев Христа, этот человек, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф. 17. 14–16).

Бедственное положение мальчика привело отца к ученикам в надежде на исцеление. Многие были свидетелями или были наслышаны о той власти над нечистыми духами, которую получили апостолы Иисуса Христа от своего Учителя, и как исцеляли больных, проповедуя Евангелие Царства Божия.

Но в этот раз, по неясной для апостолов причине, исцеления не произошло. Бес оказался сильнее, и болезнь не оставила мальчика.

И хотя большинство толкователей Священного Писания отмечают маловерие отца, в то же время они указывают на его настойчивость. Желая исцеления для своего сына, он не опускает руки, но дожидается прихода Иисуса Христа и просит Его об исцелении, находя последнюю надежду в Спасителе.

Господь, только что явивший на Фаворе избранным апостолам Свою славу, видя бессилие и недоумение других Своих учеников и слыша просьбу и упрек отца одержимого мальчика, восклицает: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф. 17, 17).

Этой фразой Христос вовсе не говорит, что хочет освободиться от Своих учеников. Напротив, Его слова наполнены сожалением о том, что апостолы до сих пор не понимают духовной природы этого мира. Но самое главное – в этих словах мы находим указание на то, как терпелив наш Спаситель. Терпение – самая яркая христианская черта. Когда у нас кончается терпение из-за мелочности и недомыслия людей, мы должны вспомнить бесконечное терпение Божие.

После того как Господь исцелил юношу, апостолы приступили к Нему с просьбой объяснить им, почему они не смогли исцелить больного, на что Спаситель ответил: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 20–21).

Исцеление бесноватого отрока / Православие.Ru

Ранее Господь научал Своих учеников притчей о горчичном, крошечном зерне, из которого вырастает цветущее дерево, уподобляя зерно Царству Небесному. Теперь, приводя в пример то же зерно, Он говорит о вере каждого человека.

Дело, конечно, не в «размерах» веры, это невозможно определить, а в том, к какому Богу она обращена. Знаем ли мы Бога, в Которого верим? Готовы ли мы познавать истинного Бога, Которого обрели? И как нам это делать? Ответ прост: через молитву и пост.

Каждый из нас должен найти время и силы для сосредоточенной молитвы и для поста, который поможет воспитать ум и сердце. Если даже апостолам требовалась такая дисциплина, то кто мы такие, чтобы считать возможным справиться без нее?

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди. 

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 1

Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 1

Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.

Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»