Сегодня 03.09.2023, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Владислав Овчаров и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк. 16:1–8 (зач. 70). Лит. – 1 Кор. 16:13-24 (зач. 166). Мф. 21:33–42 (зач. 87). 

От Матфея святое Благовествование

 

21.33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
21.34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
21.35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
21.36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
21.37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего».
21.38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его».
21.39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
21.40 Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
21.41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
21.42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»?
Настоящею притчею Христос научает многому: что Бог с давних времен промышлял об иудеях; что они с самого начала склонны были к убийству; что приняты были всевозможные меры для их исправления; что даже по избиении ими пророков, Бог не отвратился от них, но еще послал к ним Сына; что и один и тот же есть Бог Нового и Ветхого Завета; что чрез смерть Христову совершено великое дело; что иудеи за крест Христов и за злодеяние свое понесут крайнее наказание; что будут призваны язычники, иудеи же отвержены. 
Какое есть приближившееся время? Есть время то, в которое Бог определил послать в мир истинных Своих рабов, то есть святых Пророков.  «Послал своих слуг»: т.е. «пророков, «взять свои плоды», т.е. повиновение, доказываемое делами. Но они в этом показали свою злобу, — не только после таких попечений не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя к тому были обязаны, то им надлежало не досадовать и негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью, сами заслуживая казнь, предали казни посланных.
Последи же, - поведает притча, - посла к ним Сына Своего, глаголя: усрамятся Сына Моего. Эти слова показывают, что между посланием пророков и посланием Сына нет никакого сравнения. Послание Сына столько выше послания пророков, что иудеи, не послушавшие и избившие пророков, свою братию, должны были бы изъявить беспрекословную покорность пред вочеловечившимся Богом. Но делателе, видевши Сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите, убием его, и удержим достояние его. И емше Его, изведоша вон из винограда, и убиша. В этих словах Сердцеведец Господь открывает тайную причину замышляемого богоубийства: опасение архиереев утратить власть свою, свое значение в Церкви, свои земные преимущества, соединенные с властью и значением церковными. Господь прямо говорит архиереям иудейским, как они поступят с Ним, - и они, точно, вывели Господа за город, там предали смерти.

Неясною оставалась притча для них; Господь, сказав ее, присовокупил к ней вопрос: Егда убо приидет Господин винограда, что сотворит делателям тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их: и виноград предаст иным делателям, иже воздадят ему плоды во времена своя. Тогда уже Господь открыто объявил им, что отнимется от них Царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его. Народ, которым заменены израильтяне, составился из многих народов, именуется христианами и новым Израилем, а Церковь, которая доселе именовалась вертоградом, названа Царствием Божиим: в недре ветхозаветной Церкви было только преобразование спасения - в недре новозаветной обильно и преизобильно преподается самое спасение.

Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание,

Царство Божие,

новозаветная Церковь, народ Божий, освященный, святой, новый Израиль,

этот краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос.

Царственный пророк и праотец Богочеловека по плоти сказал: камень, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла (Пс. 117:22). Господь, по окончании притчи, напомнил архиереям иудейским это изречение псалмопевца. Пренебрегли Господом здатели, или делатели, — архиереи и книжники; но премудрость Божия устроила так, что Богочеловек Своею вольною смертью и воскресением пред очами врагов и противников Своих соделался твердейшим, непоколебимым и обширнейшим основанием новозаветной Церкви, которая образовалась посреди самого Иерусалима и из Иерусалима объяла вселенную. Угол, по изъяснению церковных учителей, есть соединение двух, доселе не соединявшихся народов, иудейского и языческого: они соединились воедино о Христе и составили Церковь, которой основание и глава — Христос (1 Кор. 3:11; Еф. 5:23). Иудеи, преткнувшись о духовный камень, сокрушились, а гнев Божий, ниспадший на них, стер их в прах, чем изображается уничтожение их государства, погибель бесчисленного множества из среды их народа, плен и рассеяние по вселенной уцелевших от насильственной смерти. Но эти казни во времени ничего не значат пред казнями врагов Божиих в вечности.

Виноградник Божий — это мы все. А виноградный сад должен приносить обильные плоды; приносим ли мы Господу, верховному Виноградарю нашему, плоды добрых дел, плоды покаяния, веры, любви, смирения, кротости, благости, милосердия, воздержания, чистоты, терпения и долготерпения и прочих добродетелей? Весьма, весьма мало, а иногда вовсе не приносим, а приносим плоды винограда дикого, винограда Содома и Гоморры, т. е. всякие скверные дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодейство, пьянство, неверие, безбожие, убийство и самоубийство.

Ждет от нас Господь плодов покаяния, исправления, добродетели, и часто напрасно ждет: мы остаемся такими же грешниками, такими же бесплодными, сухими деревами, какими и были.

Итак, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. 

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
По окончании Божественной Литургии был отслужен молебен о сохранении Божьего творения. Чин молебна был утвержден членами Священного Синода на заседании 13 июля 2015 года в связи с ухудшением экологической ситуации в мире. Этот чин по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ежегодно совершается во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября.

ЦАРИЦА МОЯ ПРЕБЛАГАЯ, НАДЕЖДА МОЯ, БОГОРОДИЦА…

Божия Матерь, Пресвятая Дева Мария…  к Ней ежедневно воссылают молитвы миллионы христиан, преклоняясь перед Ней не как перед Богом, но, как пред Той, через которую Бог пришёл в мир, по просьбе которой Он совершил первое Своё чудо в Кане Галилейской и с тех пор явил и являет многие милости людям, единственно - по просьбе и молитве Своей Матери, которая недаром зовётся в молитвах Церкви самой верной нашей Предстательницей перед Богом, Молитвенницей, Помощницей и Заступницей рода человеческого.

Со дня сотворения мира история человечества шла к тому, чтобы в упорной духовной борьбе с тёмными силами на земле, среди отягчённых грехами и соблазнами людей смогла родиться настолько чистая душа, которая смогла бы стать Матерью воплотившегося Бога - принять Бога в Себя, стать Его первой колыбелью и живым храмом.

В Ветхом Завете не раз сказано, что увидеть Бога для человека смертельно, а здесь человек принимает Бога в Себя, то есть становится к Богу ближе, чем даже лицом к лицу. Евангелие не акцентирует внимание на этом моменте, не подчёркивает его - этого не нужно, ведь величие произошедшего ясно и так.  

Мария защищала Господа в дни Его раннего детства от рук царя Ирода, Она слушала Его слова и сохраняла их в сердце Своём, Она следовала за Христом, Она бесстрашно стояла и при Кресте, оплакивая участь Своего единственного, любимого Сына.

Чему ещё можно научиться у Богородицы? Конечно, смирению. Дева Мария никогда не превозносилась своим положением Матери Иисуса Христа. И это видно, если проследить, то как постепенно с течением Евангельской истории жизнь Богородицы уходит всё дальше в тень, уступая место Господу и Его апостолам. Мы только несколько раз читаем, что Божия Матерь (опять же смиренно), как некое сокровище, сохраняет в сердце Своём слова Сына, и всё — Она слушает Бога и мало говорит. Она просто всё время где-то рядом — то возле дома, где проповедует Спаситель, то возле Креста на Голгофе, то у Его гробницы…  

Она — лестница, соединяющая Небо и землю, по которой и сошёл к людям Бог. Уже за одно это было бы странным не славить Её.  Но ещё мы все усыновлены Ей. А потому совершенно не удивительны все те милости, которые являет Господь нам, грешным, по святым молитвам Своей и нашей Матери, ведь Предание сохранило свидетельства о том, как даже закоренелые грешники получали помощь от Богородицы, после чего каялись и начинали новую жизнь с Богом под покровом милосердной Царицы Небесной.

Об Успении же Божией Матери написано тоже много, но особенно замечательно свидетельство одно из учеников апостола Павла святого Дионисия Ареопагита, сподобившегося быть в момент окончания земной жизни Девы Марии рядом с Ней: «Свидетельствуюсь Богом, пожившим в пречестнейшей девической утробе, что я признал бы Ее за Истинного Бога и почтил бы Ее поклонением, подобающим только одному Богу, если бы новопросвещенная душа моя не сохраняла в себе… божественные наставления и законы: никакая честь и слава людей, прославленных Богом, не может сравниться с тем блаженством, какое испытал я, недостойный, в то время удостоившийся. Это время было для меня временем величайшего блаженства. Благодарю превышнего и преблагого Бога моего…»

Что тут добавить к словам святого Дионисия?
Богородица - это Божия тайна, вернейший проводник благодати Всевышнего и неисчерпаемый источник милости Господа. Образ Богородицы взывает не столько к книжному нашему знанию, но скорее именно к вере и зоркости духовной, ведь в Писании мы не увидим явного призыва к её Почитанию, не увидим и явного указания на Её особенное величие. Не вместить книгам всех дел Божиих, как пишет апостол Иоанн Богослов. И благодать Божия, изливаемая в мир по сей день по молитвам Матери Господа нашего, говорит сама за себя.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.