В день празднования

Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и

Приснодевы Марии,

в Соборе святых апостолов Петра и Павла прошли торжества

по случаю престольного праздника.

 

Богослужения возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А. 

Накануне вечером, 13 октября, в храме было совершено Всенощное бдение с чтением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. Под сводом Собора голоса духовенства, певчих и прихожан слились в согласный хор и вознесли славу Пресвятой Богородице: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».

 

14 октября, в Седмицу 19-ю по Пятидесятнице,  состоялась праздничная Божественная Литургия. 

Перед началом Божественной Литургии был отслужен водосвятный молебен в честь престольного праздника.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 1:39–49, 56 (зач. 4). Лит. – Богородицы: Евр. 9:1–7 (зач. 320). Лк. 10:38–42, 11:27–28 (зач. 54).

От Луки святое Благовествование

Святий Апостол та євангеліст Лука | Благовіст – церковне життя

10.38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

10.39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

10.40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

10.41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

10.42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

11.27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

11.28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Описание события посещения дома Марфы и Марии Иисусом Христом в Вифании мы встречаем только у евангелиста Луки. Это его собственное предание, которое, возможно, он лично услышал из уст одной из сестер, собирая историю земной жизни Спасителя.

Если выразить в двух словах данный евангельский отрывок, то речь в нем идет о слушании слова Господня, что является отличительной характеристикой последователей Христа. Мы знаем много примеров, когда люди изучали Священное Писание, но без веры, без действия благодати Святого Духа оставались к нему глухи.

Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его (Лк. 10, 38–39). Описанный Лукой факт в иудейской среде был весьма необычным и даже соблазнительным. Женщины принимают в свой дом известного Учителя, и одна из них даже садится у Его ног. Это могло восприниматься среди евреев как что-то неприличное. Гостеприимство – дело хозяина дома, никак не женщины. Да и сидение у ног Учителя – это традиционные отношения учителя и ученика. Никакому иудейскому учителю не пришло бы в голову иметь у себя в учениках какую-то женщину. Но Господь был не просто Учителем.

В этом повествовании мы видим подлинное отношение Бога к Своему творению. Он не взирает ни на пол, ни на возраст. Для Него важно сердце человека, к которому Он приходит, важно, насколько человеческое сердце способно принимать семя евангельской проповеди. А потому, когда суетливая Марфа обращается к Спасителю со словами осуждения своей сестры, не помогавшей ей в гостеприимном служении, Он говорит ей: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41).

Безусловно, мы живем в мире, где нельзя оставить заботу о насущном. Да и Господь не раз наставлял учеников быть внимательными по отношению к нуждам ближних. Но и забота об «одном необходимом», то есть о слушании слова Божия, не должна теряться в повседневности. И второе должно превалировать над первым, ведь сказано: слушающий слова Мои и исполняющий их (Лк. 6, 47). Слушание – на первом месте, исполнение – на втором. (Лк. 6, 47). Слушание – на первом месте, исполнение – на втором.

О необходимости слышать и соблюдать слово Божие говорится также в 27-м и 28-м стихах 11-й главы Евангелия от Луки. Когда женщина из толпы, возвысив голос, сказала Господу: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11,2 7), Он ответил: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28), тем самым определяя путь для всех христиан.

Как важно слушать и хранить слово Божие, побуждающее христианина к духовному деланию. Ведь именно слово Божие своей благодатной силой просвещает разум,

очищает совесть и сердце, укрепляя волю к исполнению закона Божия,

побуждая любить ближнего, утверждая надежду, научая по-христиански воспринимать все трудности человеческой жизни

и трудиться над очищением души,

постепенно возводя человека к совершенству и блаженной вечной жизни.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании Литургии духовенство и прихожане совершили Крестный ход вокруг Собора.
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3

Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.

Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.

Покров Пресвятой Богородицы — этот осенний праздник очень любим и почитаем. В Уставе ему присваивается ранг великого праздника, наряду с днем первоверховных апостолов Петра и Павла.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Церковью установлен и отмечается в память о чудном событии, случившемся в середине X века. Оно произошло в Константинополе во Влахернской церкви, где хранился мафорий — головной покров Божией Матери. Во время воскресной службы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел Пресвятую Владычицу, идущую по воздуху и окруженную Ангелами и сонмом угодников Божиих. Сопровождали Ее святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Богослов. Опустившись на колени, Пресвятая Богородица долго, со слезами, молилась за христиан. А потом Она сняла со Своей головы блистающий ярче солнечного света омофор и распростерла его над молящимися в храме прихожанами.

По одной из версий, люди в храме тогда собрались в едином молитвенном порыве — они умоляли Царицу Небесную защитить их от иноверцев, стремящихся уничтожить не только славный город с их жителями, но и саму православную веру. И Пресвятая Богородица не оставила без покровительства и защиты Своих людей — захватчики внезапно прекратили осаду города и отошли от его границ. Так, Владычица наша Богородица явила Свое славное заступничество и помощь от врагов видимых и невидимых. Всех молящихся Она покрыла Своим омофором, избавляющим от всякого зла.

 

Изначально Собор святых апостолов Петра и Павла

был Покровской казачьей церковью.

Именно поэтому правый придел Собора освящен

в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 

Первоначально Покровская  церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году ее разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трехпрестольную церковь. Главный престол - в честь святых Апостолов Петра и Павла, северный – в честь святого чудотворца Николая и южный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Все приделы последовательно освятили: в 1815, 1818 и 1821 годах.

Одну из стен Собора снаружи венчает икона Покрова Пресвятой Богородицы

Каждый раз, заходя в церковь, мы должны помнить, что событие чудного покрова Божией Матери случилось не однажды. Не единожды.

И сегодня в незримом облаке Божественной Славы Она молит Своего Небесного Сына о каждой душе, в которой теплится огонек веры.

И сегодня Она разделяет невыносимую скорбь и облегчает боль.

И сегодня Пресвятая Богородица отводит беду, защищая Своим благодатным Покровом всех, пришедших к Ней, как к родной матери.