Сегодня 29.10.2023, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Алексий Гаврилов и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 21:1–14 (зач. 66). Лит. – Гал. 2:16–20 (зач. 203). Лк. 8:5–15 (зач. 35). Мч.: 2 Тим. 2:1–10 (зач. 292). Мф. 27:33–54 (зач. 113).

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

8.5. вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

8.6. а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

8.7. а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8.8. а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

8.9. Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

8.10. Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

8.11. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

8.12. а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

8.13. а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

8.14. а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

8.15. а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

В притче из Евангелия от Луки Господь использовал хорошо знакомую Его слушателям картину, в которой говорится о четырех видах почвы.

Первый вид – общественная земля, которая в Палестине была разделена на длинные узкие полосы, между ними лежали дорожки, которыми все имели право пользоваться. Падая на эти утрамбованные дороги, семя не имело возможности попасть в землю, чтобы вырасти.

Второй вид – каменистая почва, представляющая собой массивные пласты известняка, покрытые тонким слоем земли. В ней не было ни влаги, ни питательных веществ, и проросшее на ней растение было обречено на высыхание и гибель.

Третий вид – почва с тернием, которая в момент посева кажется достаточно чистой. Доброе семя и сорняки развиваются и растут вместе, но сорняки развиваются быстрее и заглушают растение доброго семени.

Четвертый вид – хорошая, обработанная, глубокая и чистая почва.

И как разнородна бывает почва, в которую бросает семена сеятель, так разнохарактерна бывает и народная толпа, к которой выходит проповедник, сеятель слова Божия.

Говоря о семени, которое упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его (Лк. 8, 5), Христос подразумевает таких слушателей слова Божия, которые не в силах понять слово, как не в силах утоптанная дорога принять упавшее на нее зерно.

Людей, которые, услышав слово Божие, умом принимают его, но сердце их не откликается, Спаситель сравнивает с семенем, которое упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги (Лк. 8, 6).

Говоря о семени, которое упало между тернием, и выросло терние и заглушило его (Лк. 8, 7), Господь ведет речь о людях, мысли и сердца которых настолько заняты своими делами, что в них не остается места для дел Божиих. Люди эти принимают слово Божие, но житейские наслаждения, погоня за богатством и суета не дают им времени укрепиться в вере, заглушают слово, и оно остается бесплодным.

Семя, которое упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный (Лк. 8, 8), означает людей, слушающих, понимающих и заботливо хранящих слово Божие.

Это люди, которые в терпении несут иго Христово и через то достигают известных степеней совершенства сообразно усилиям, предпринимаемым ими для достижения Царства Небесного, принося добрый плод.

Как мы видим человеческое сердце является той самой почвой, на которую падает семя слова Божия. Поэтому весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя, то есть наше сердце и слово Христово, соединились в благодатном единстве.

Только слыша и принимая слово Божие в нашей жизни, исполняем мы свое предназначение – быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА (МАКСИМОВИЧА),

МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО

Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.

Родился будущий митрополит в 1651 году в многодетной семье в украинском городе Нежине. Духовное образование получил в Киевской Духовной академии. После ее окончания будущий святитель преподавал здесь латинский язык. Тогда же, в 1680 году, он принял монашество с именем Иоанн. В 1685 году патриарх Иоаким поручил архимандриту Иоанну управлять Брянским Свенским монастырем. Через некоторое время его заметил Черниговский архиепископ Феодосий и назначил своим преемником. Вступив в управление епархией после смерти архиепископа Феодосия, владыка Иоанн открыл в Чернигове при архиерейском доме Коллегиум, подобный Киевской академии. По уровню богословского образования и воспитания новооснованная школа святителя Иоанна получила широкую известность. По существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали открываться Духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.

В результате интриги князя Александра Даниловича Меньшикова, любимца Петра I, святитель в 1711 году был переведен в Сибирь, на Тобольскую кафедру. 14 августа 1711 года святитель Иоанн прибыл в Тобольск. Несмотря на преклонный возраст, владыка Иоанн неустанно заботился о просвещении своей паствы, усовершенствовал открытую в 1703 году Тобольскую школу. Много трудов положил митрополит Иоанн на укрепление и распространение христианства в Сибири, не забывая и свои научные труды. Именно в Тобольске святитель закончил свой знаменитый труд "Илиотропион, или Подсолнечник", раскрывающий во всей полноте и многообразии учение о согласовании Божественной воли и человеческой. Исторические свидетельства говорят, что митрополит Иоанн постоянно помогал людям, был скромен, тих, милостив, его дом всегда был открыт для всех нуждающихся в помощи и утешении.

В день своего преставления 10 (23 по новому стилю) июня 1715 года святитель Иоанн после Божественной литургии устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, он удалился в свои покои и во время колокольного звона – благовеста к вечерней службе скончался в молитве, стоя на коленях. С первых дней к его могиле стали приходить люди с молитвой о помощи и заступничестве. О чудесах, происходивших по молитве почившему митрополиту, начали говорить вскоре после смерти архиерея, при этом официальная регистрация этих событий началась с 1798 г. В последний год XVIII столетия прошёл первый крестный ход в день его кончины.

29 октября 1914 года честные останки святителя Иоанна Тобольского были обретены нетленными. Прославление святителя Иоанна состоялось 23 июня 1916 года, в 201-ю годовщину его кончины. Аналои с крестами и Евангелиями были поставлены на Соборной площади, и более 30 священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, проповедовали прямо под открытым небом. Паломников было больше, чем жителей города — 30 тысяч.

 

Мощи святителя Иоанна покоятся ныне в Покровском соборе Тобольского кремля. И поныне многие верующие прибегают к его святым мощам с молитвами и верой в его святое покровительство перед Богом.