Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

Русские историки сходятся во мнении, что святой Александр Невский был счастлив в высшем, благороднейшем значении этого слова. При всех испытаниях и скорбях им перенесенных, он имел чистую совесть и должен был испытывать радость чистой души от безупречно выполненного долга перед Богом, перед своим Отечеством и народом. На его подвигах лежит печать истинного величия: стоя на рубеже двух эпох, между киевским и московским периодами русской истории, он совместил в себе лучшие стороны, отличающие выдающихся деятелей той и другой эпохи: его отличала блестящая храбрость, соединенная с редким благоразумием.

Он одинаково далек был и от бесцельных порывов и стремлений, ведущих иногда к громким, но мало полезным поступкам, и от себялюбивых, узкоэгоистических наклонностей, вызывающих иногда неразборчивость в средствах к достижению намеченных целей, неуклонная правдивость и прямота души побудила его решительно, без малейших колебаний отвергнуть всякий союз с Западом, что навсегда и бесповоротно определило характер нашей духовной самобытности. В то же время, безусловной покорностью обезоружив ордынских ханов и устранив их вмешательство в наши внутренние дела, он обеспечил в будущем и политическую независимость нашего государства.

Его покорность варварам была далека от раболепства, он всегда умел поддержать и сохранить достоинство человека и христианина и внушил к себе невольное уважение и полное доверие своих грубых повелителей: его прямота усыпляла самых подозрительных, покорность воле — гневливых, а природная ласковость в обращении с людьми любого ранга и происхождения — всех располагала к благодушию. «Дивный, озаренный лучами святости, образ истинно русского человека из глубины минувших веков встает перед нами в лице Александра: светлый практический ум, широта взгляда, могучая воля, беззаветная преданность своей Родине, искренность и задушевность чувств, благородство и великодушие, неизменно-бодрое и трезвенное настроение духа, безпредельная любовь к Богу, — словом, все черты, которые мы замечаем на протяжении веков в лучших представителях нашей народности, мы встречаем в нашем национальном герое — Александре!» (М. Хитров, «Александр Невский — Великий князь).

В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси.

Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли. В 1262 году во многих русских городах были перебиты сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали мести ордынцев. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. Русь была спасена, долг святого Александра перед Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь с именем Алексий.

«Горе тебе, бедный человече! — восклицает современник-очевидец, приступая к описанию кончин святого Александра Невского, — как опишешь ты кончину господина своего? Как не выпадут у тебя зеницы вместе со слезами? Как от тоски не разорвется у тебя сердце?» Так выражали свою любовь современники.

Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастьян хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог Своего угодника, святого воина князя Александра.

Тропарь святому благоверному князю, глас 4:

«Яко благочестивого корене, пречестная отрасль был еси, блаженне Александре: яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли, нового чудотворца, преславна и Богоприятна. И днесь сошедшееся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся, славим Господа, давшего тебе благодать исцелений, Его же моли спасти град сей, и державе Российской Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися».