Сегодня 09.12.2023, неделя 27-я по Пятидесятнице, Рождественский пост, Прп. Али́пия Столпника (640); святителя Инноке́нтия (Кульчицкого), епископа Иркутского (1731). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил иерей Роман Пудов, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Гал. 5:22 – 6:2 (зач. 213). Лк. 10:19–21 (зач. 51 от полу́).

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

10. 19. ...се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

10.20. однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

10.21. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Выйдя из Вифании, Господь и апостолы отправились в Галилею, где встретили семьдесят учеников, возвратившихся с проповеди. Увидев Спасителя, они радостно приветствовали Его, с восторгом рассказывая обо всех чудесах, совершенных именем Господа Иисуса, но самым главным чудом, несомненно, считали изгнание бесов. Ведь Господь, как Творец всего сущего, дает Своим ученикам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10, 19).

Это образное обозначение опасных демонских сил, на которые семьдесят учеников должны со всей силой наступить своими ногами подобно победившему воину, попирающему ногами побежденного врага. Семьдесят апостолов являются, таким образом, орудиями Божиими в поражении всех злых сил, враждебных Царству Божию. Этими словами Господь выражает, насколько велика данная ученикам от Иисуса Христа власть над злыми духами, в чем апостолы и убедились на собственном опыте.

Но равным образом Господь предупреждает учеников против самоуверенности и гордыни, говоря: однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20).

И действительно, они должны радоваться не тому, что у них есть такая власть, а тому, что им предстоит со временем получить высшее блаженство в Царстве Небесном.

И эта радость, конечно, должна быть больше, чем всякое земное деяние, хотя бы даже такое необыкновенное, как изгнание злых духов, потому как совершенно ясно, что величайшая благодать состоит не в том, что сделал человек, а что совершил Бог для человека. Власть стать чадами Божиими должна цениться больше, чем власть творить чудеса, ведь те, чьи имена написаны на небесах, никогда не погибнут. Они – овцы стада Христова, которым Он дарует вечную жизнь.

Далее, славословя Бога Отца, Господь говорит также и о мудрости простоты, поясняя, что простой ум может принять те истины, которых образованный ум понять не может. Христианство – это знание самого Христа, знание, требующее не земной мудрости, а небесной благодати.

Мудрыми и разумными здесь называются книжники и фарисеи, которые были такими в глазах народа, а младенцами – апостолы по их незлобию, простоте и невинности. Господь скрыл тайны веры от мудрых и разумных, которые не хотели познать их, и открыл их младенцам, которые приняли их. Возблагодарив Отца, Спаситель показал, что Он есть Сын, посланный от Него, а воздав эту благодарность от имени верующих, показал, какую любовь Он имеет к ним.

Мы все так или иначе призваны к проповеди Евангелия, а слова сегодняшнего евангельского чтения помогают нам понять, что наше служение должно строиться на полном доверии Богу, открытости по отношению к людям, которым мы несем свет Евангелия. И только являя примером своей жизни Царствие Божие здесь, на земле, мы приобретаем настоящее сокровище: любовь к людям и нашу близость к Спасителю.

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (КУЛЬЧИЦКИЙ),

ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП ИРКУТСКИЙ (1731)

Святитель Иннокентий родился в Малороссии, в Черниговской губернии около 1680 года. В миру его звали Иоанн, он происходил из дворянского рода Кульчицких. Начальное образование он получил дома, далее — обучался в Киевской духовной академии. В 1710 году в Антониевой пещере, под Киевом, Иоанн принял монашеский постриг с наречением имени Иннокентий. Вскоре был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором богословия. В 1719 году он был направлен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру, где с 1720 года нес послушание наместника.

В 1721 году в Александро-Невском Троицком соборе иеромонах Иннокентий был рукоположен в сан епископа Переяславского. Ему было поручено возглавить в Китае Пекинскую Русскую православную духовную миссию. Епископ Иннокентий отправился в город Селенгинск для ожидания ответа на его въезд от китайского правительства. Однако власти Китая отказали святителю, и он вынужден был три года провести в Селенгинске, неся много лишений и тягот. Ему было назначено жалование 1500 рублей в год, но эти деньги он не получал. Епископ Иннокентий и его свита: два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями, жили на пожертвования, а также нанимались на работу к местным жителям и занимались рыболовством. За это время святитель проповедовал Слово Божье среди местного мало просвещенного населения, что принесло свои плоды. Кроме того, пользуясь своим архиерейским правом рукополагать во священный сан, он восполнил недостаток духовенства за Байкалом.

В марте 1725 года святитель получил распоряжение переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь. Вскоре начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом новообразованной епархии Иркутской и Нерчинской.

Владыка приступил к управлению епархией. Святителя сопровождали те же проблемы и трудности, что и в Селегинске: бедность — назначенного жалования он не получал до конца своих дней; большое число народностей, не просвещенных православной верой — буряты, монголы; бездорожье, необустроенность и близость китайской границы. Тем не менее, пастырь неутомимо трудился над духовной жизнью во вверенной ему епархии: проповедовал, наставлял, писал предписания. На скудные средства Иркутского Вознесенского монастыря были открыты и усилиями святителя содержались две школы — монгольская и русская.

При святом Иннокентии было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма, вместо прежнего, деревянного. Были расширены границы епархии, в которую вошли не только Селенгинский, но еще и Якутский и Илимский округи. Святитель являл собой пример не только неутомимого труженика, но и редкого молитвенника и смиренного пастыря. Не раз уже при жизни епископа Иннокентия были замечены случаи его прозорливости.

Под влиянием сурового сибирского климата, непомерных трудов и невзгод святитель рано отошел ко Господу, не дожив до глубокой старости. Он упокоился утром 27 ноября 1731 года.

Мощи свт.Иннокентия (Кульчицкого) в Знаменском монастыре

Спустя 33 года во время ремонтных работ в Тихвинской церкви были обретены нетленными тело святителя, одежды, гроб и даже бархат. С того времени к мощам еще непрославленного в лике святых епископа Иннокентия стали стекаться люди. Одно за другим при его гробе происходили чудеса исцелений. В 1800 году жители Иркутска стали просить об открытии мощей святителя. 9 февраля (22 февраля н.ст.) 1805 года мощи святителя при огромном стечение народа торжественно, с крестным ходом были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую. По Высочайшему повелению было установлено празднество в честь новоявленного угодника Божия и чудотворца Иннокентия 26 ноября (9 декабря н.ст.).

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛИПИЙ СТОЛПНИК (640)

Святость — это свобода от всякого греха и наполнение всякой добродетелью.
Праведный Иоанн Кронштадтский

Преподобный Алипий столпник родился в городе Адрианополе. В раннем детстве он лишился отца и был отдан матерью на воспитание епископу Феодору.

Уже с юных лет Алипий хотел трудиться и жить ради Господа Бога. Будучи послушником епископа, он всем сердцем желал быть отшельником и посвятить всё своё время молитве. Однажды в Константинополе ему явилась святая мученица Евфимия, призвав Алипия построить храм в родном городе. Преподобный выполнил повеление святой и основал церковь её имени на месте заброшенного языческого кладбища, которое осаждали легионы нечистых духов.

Возле церкви Алипий поставил для себя столп. Больше пятидесяти лет он провёл в молитве на этом столпе, поучая и наставляя в вере всех, кто к нему приходил. Бесы, языческих могил, каждую ночь набрасывались на святого и били его камнями. Но Алипий не боялся духов — он сломал даже навес над столпом, который спасал его от ветра и дождя. Видя такое мужество и веру христианина, бесы бежали с кладбища и больше не возвращались.

Лишь в глубокой старости, прожив больше сотни лет, святой Алипий заболел и уже не мог стоять — он молился лёжа, смиренно и с благодарностью перенося посланные страдания. Возле его столпа иноки возвели две обители — женскую и мужскую. До самой смерти преподобный мудро и с любовью управлял этими монастырями.

В 640 году, дожив до 118 лет святой преподобный Алипий отошёл ко Господу. Тело его погребли в построенном им храме. И каждый, приходивший с верой к его святым мощам, получал исцеления.