Сегодня 10.12.2023, неделя 27-я по Пятидесятнице, Рождественский пост,  Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Роман Пудов, иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хор собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 24:12–35 (зач. 113). Лит. – Еф. 6:10–17 (зач. 233). Лк. 13:10–17 (зач. 71). Богородицы: Евр. 9:1–7 (зач. 320). Лк. 10:38–42, 11:27–28 (зач. 54).

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

13.10. В одной из синагог учил Он в субботу.

13.11. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

13.12. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13.13. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

13.14. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

13.15. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

13.16. сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

13.17. И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Во время Своего пребывания в Галилее Господь учил в одной из синагог в субботний день. Это был последний случай Его пребывания в синагоге. Очевидно, что в это время первосвященники следили за каждым действием Спасителя и выжидали удобного момента, чтобы схватить Его. И вот Господь совершает чудо исцеления женщины, которая восемнадцать лет была скорчена и не могла выпрямиться.

Присутствовавшие при этом фарисеи молчали, но начальник синагоги вознегодовал на то, что исцеление было совершено в субботу, когда по закону ничего нельзя было делать, и, обращаясь к народу, сказал: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14).

Видя, что начальник синагоги и подобные ему ставили свою систему правил выше дел милосердия и что их больше заботило соблюдение мелких установлений, нежели оказание помощи людям, Спаситель ответил Своим противникам, ссылаясь на их же закон: не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? (Лк. 13, 15).

Дело в том, что равви осуждали жестокое обращение с безответными животными, и закон их не запрещал даже в субботу отвязывать животных от стойла и поить их. Из этого Господь делает следующий вывод: если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уж женщину, происшедшую от великого Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 16).

Несмотря на то, что женщина эта уже ни на что не надеялась и готова была до смерти нести иго своей немощи, ей важно было прийти туда, где возвещалось слово Господне. И ради ее верности заповеди Божией Господь совершил чудо: в одно мгновение она исцелилась, выпрямилась и вознесла хвалу Богу.

Поведение Спасителя и Его деяния показывают нам, что ни одно из дел милосердия, которое можно сделать сегодня, не полагается откладывать на завтра. Если бы Господь отложил исцеление этой женщины на другой день, никто не мог бы критиковать Его, но Он настаивал на том, что недопустимо продлевать ее страдания до следующего дня, если есть возможность помочь ей сегодня.

Строки сегодняшнего евангельского чтения раскрывают нам чудо Божией любви и благодати, выпрямляющей все, что грех искривил в нашей жизни. Душа же склоняется к земле под тяжестью греха тогда, когда думает только о житейском, не помышляя ни о чем небесном.

Конечно, Господь не призывает нас отказаться от мирских забот, трудов и радостей, но предупреждает, что материальные ценности мимолетны и ограничены коротким земным существованием, поэтому мы не должны привязываться к ним. У нас есть ценность истинная и вечная. Ценность эта – слово Божие, восприняв которое мы получаем надежду на наследование Царствия Небесного.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.

Перевод:

Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2

Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.

Перевод:

Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.

ЗНАМЕНИЕ — ОСОБАЯ ЗАБОТА ТВОРЦА

Как многочисленны дела Твои, Господи!
Все соделал Ты премудро.

Псалом 103

Кто-то сказал, что Мир — открытая книга Божия, читая ее, отдыхаешь душой, невольно склоняешь голову перед Творцом окружающей красоты. Вселенная, как гигантские часы, сделанная руками великого Мастера. Когда-то Повелитель пространства и времени из ничего Словом Своим всемогущим создал все видимое. И до сих пор это творение существует Его Промыслом по Его вечным законам. История человечества пронизана особой заботой Творца. Часто мы становимся свидетелями иной реальности, реальности знамения и чуда.

Икона Божией Матери «Знамение» появилась на Руси в XII столетии. Так она стала называться после чудесного знамения Новгородской иконы, которое случилось в 1170 году. В тот год силы русских объединенных удельных князей и во главе с сыном суздальского князя Андрея Боголюбского подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось лишь надеяться на Божию помощь. Два дня и две ночи умоляли они Господа не покидать их. В третью ночь услышал архиепископ Новгородский чудесный голос, который велел ему взять из церкви Преображения, что на Ильинской улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Увидели враги крестный ход и тучей полетели в новгородцев стрелы. Одна из них попала в иконописный лик Пресвятой Богородицы, из глаз Ее полились слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божьего знамения нападавших охватил невероятный ужас, и они стали убивать друг друга. Поддержанные же Господом новгородцы бесстрашно ринулись в бой и одержали победу. В память о чудесном заступничестве Царицы Небесной архиепископ Илья установил праздник в честь знамения Божией Матери.

Икона Божией Матери изображает Пресвятую Богородицу, сидящую с воздетыми руками в молитве. На груди у Нее Младенец — благословляющий Спас Еммануил. Он изображен в сфере или на круглом щите.

В жизни каждого человека бывают знамения, знаки, которые посылает нам Небо. Это не обязательно чудо, однако все они важны, ведь это лучики духовного света, которые пробились к нам. Они светят нам через события нашей жизни, через людей, которых мы встречаем. Да и вся земная история, каждая человеческая жизнь может быть Божиим знамением, если смотреть на них взглядом в вечность.

В жизни каждого верующего человека есть свои знамения, то есть тот момент, когда Господь касается его сердца, именно в этот момент человек становится верующим. Он может еще не отдавать отчета в этом, но жизнь его кардинально меняется, появляются другие ценности, другие устремления души и другое направление мыслей.

Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои!

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как нерушимую крепость и источник чудес обретя Тебя, рабы Твои, Богородица Пречистая, врагов ополчения повергаем. Потому и молимся Тебе: мир городу Твоему даруй и душам нашим великую милость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение», глас 4

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе, лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н Похвало́.

Перевод: Почитаемого образа Твоего явление празднуем, люди Твои, Богородительница, им же Ты даровала удивительную победу над противниками городу Твоему. Поэтому с верой взываем к Тебе: «Радуйся, Дева, слава и честь христианская».

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

Досто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м// и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.