В Соборе святых апостолов Петра и Павла прошли

торжественные богослужения в

день почитания апостола Андрея Первозванного.

Богослужения возглавил иерей Сергий Осинцев, ему сослужили иерей Роман Пудов и диакон Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А. 

Накануне вечером, 12 декабря, в храме было совершено Всенощное бдение с пением акафиста святому апостолу Андрею Первозванному. На полиелее священнослужители пропели величание: "Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве." 

13 декабря, в Седмицу 28-ю по Пятидесятнице,  состоялась праздничная Божественная Литургия. Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф. 4:18–23 (зач. 9). Лит. – 2 Тим. 4:9–22 (зач. 299). Лк. 20:1–8 (зач. 99). Ап.: 1 Кор. 4:9–16 (зач. 131). Ин. 1:35–51 (зач. 4).

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

 

20.1. В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 

20.2. и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

20.3. Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 

20.4. крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

20.5. Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? 

20.6. а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

20.7. И отвечали: не знаем откуда.

20.8. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Давно уже на страницах Евангелия от Луки мы не встречали имени Иоанна Крестителя. В данном контексте наш Спаситель не просто так вспомнил о Своем Предтече. Ведь имя пророка Иоанна не было вычеркнуто из народной памяти, как бы о том ни мечтали и Ирод Антипа с Иродиадой, и книжники и фарисеи, которых смело обличал Креститель.

Иоанн был выдающейся фигурой в Израиле своего времени. Его поистине в народе считали за пророка, говорившего от имени Божьего, чего не было уже порядка трехсот лет. Он был из священнического сословия – из рода Аарона, но не был священником в привычном понимании, не совершал храмовых и синагогальных богослужений, не претендовал на место Первосвященника. Его амвоном была пустыня, простиравшаяся вдоль Иордана – реки, ставшей символом покаяния иудеев I века.

И если духовная элита еврейского народа смирилась с посмертной славой пророка Иоанна, то не могла принять и всячески старалась обратить людей от другого проповедника – Иисуса из Назарета, Который все больше вызывал к Себе интерес со стороны простых иудеев.

Особенно первосвященников, книжников, фарисеев и иродиан, которые считали себя хранителями Иерусалимского храма и его преданий, возмущала растущая популярность Иисуса Христа в самой столице Иудеи. И конечно, без их явного недовольства не могло остаться событие изгнания торгующих из храма.

Стоит заметить, что в храме была четкая иерархия. Первосвященники, священники, левиты, стражники составляли незыблемую вертикаль власти. Ничего не делалось в храме без ведома стражника, который получал благословение на что-либо по иерархической лестнице от самого Первосвященника. Но кто разрешил бродячему проповеднику из Галилеи разгонять приносящих прибыль священству торговцев и менял? Именно в этом состоял заданный Христу вопрос: какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк. 20, 2).

Понимая умысел вопрошавших Его, Господь задает Свой вопрос: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? (Лк. 20, 4). На первый взгляд вопрос Христа может показаться неуместным. Как мы уже говорили ранее, Иоанн не имел прямого отношения к храму. Но тем не менее никто не мог опротестовать вопрос Спасителя, понимая всю его глубину.

Иоанн Креститель, проповедуя покаяние на берегах Иордана, также свидетельствовал и о грядущем Мессии, прямо указывая на Него, а именно на Иисуса из Назарета. И если Иоанн был истинным пророком, то Иисус и впрямь был истинным Христом – Мессией народа Израиля, что давало Ему власть и над храмом. Но признать Иисуса Христом для служащих храма означало потерять реальную власть над людьми. А потому, посовещавшись, они дают ответ, исполненный отчаяния: не знаем откуда (Лк. 20, 7). 

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Обратите внимание на великую злобу фарисеев: они бегут от истины; они отказываются от света; они не испытывают ужаса перед грехом. И они действительно боялись сказать правду, даже когда слышат: почему же вы не поверили ему? но они не будут обвинять Предтечу, и не из-за страха перед Богом, а перед народом. Так, они скрывают истину и говорят: "не знаем"».

Мы с вами, являясь частью Христовой Церкви, вполне можем дать четкий ответ на вопрос, какой властью совершал те или иные действия Иисус из Назарета в дни Его земного служения. Но признавать Господа Иисуса Христа Сыном Божиим на страницах Евангелия – не то же самое, что признавать Его своим Богом в повседневности.

Давайте поразмыслим: всегда ли мы готовы принять те изменения в нашей жизни, которые могут причинить нам финансовый ущерб, поколебать комфортный устрой нашей жизни, ущемить наши права или нанести урон нашей репутации? А если все это будет угодно нашему Богу? А если это потребуется для нашего спасения? Сможем ли мы принять все это со смирением? Не будет ли и из наших уст вопроса: а кто дал Тебе право так поступать?

Пусть же сегодняшний евангельский отрывок заставит нас задуматься над тем, как мы поступим в такой ситуации. Готовы ли мы быть на деле ревнителями правды Божией или, как служители храма, ответим, что не знаем, скрывая Истину?

Будем просить Бога о крепости нашего духа, о мудрости и честности, не страшась никаких испытаний.


АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ (62)

Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Симона-Петра, по преданию проповедовал Евангелие в Скифии, Малой Азии и Греции и распят в городе Патрасе, на косом (Андреевском) кресте.

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

 Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра.

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь.

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию (земля, на которой позднее образовалась Русь), Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов (финский Валаам) прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Далее святой Апостол пошел в греческий город Виза́нтий (будущий Константинополь), где основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти учеников Господа – Стахи́я.

Апостол Андрей везде, где путешествовал, ставил большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Он не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую группу людей, как делают старцы.

Он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами, беседовал с греческими философами и скифскими торговцами, был знаком с китайскими чиновниками, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.

На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратокл. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест».

Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. Случилось это около 62 г. н.э..