Сегодня 17.12.2023, неделя 28-я по Пятидесятнице, Рождественский пост, Великомученицы ВарварыБожественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Павел Олесиюк и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 24:36–53 (зач. 114). Лит. – Кол. 1:12–18 (зач. 250). Лк. 17:12–19 (Недели 29-й)* (зач. 85). Вмц.: Гал. 3:23–29 (зач. 208). Мк. 5:24–34 (зач. 21). 

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

17.12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

17.13. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

17.14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

17.15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

17.16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17.17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

17.18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

17.19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Строки сегодняшнего евангельского чтения рассказывают о чуде, совершенном Господом во время последнего Своего путешествия из Галилеи в Иерусалим на последний праздник Пасхи, когда Он был распят.

Когда Спаситель проходил из Галилеи в Самарию по пути в Иерусалим, Его встретили десять прокаженных. Как мы уже знаем, иудеи не общались с самарянами, а среди этих прокаженных был, по крайней мере, один самарянин. Но общее несчастье заставило их забыть, что одни из них иудеи, а другие – самаряне; они помнили лишь о том, что их объединяет страдание и что им всем нужна помощь.

Прокаженные целой группой в десять человек находились вдали, потому что закон запрещал им приближаться к здоровым людям ближе, чем на сорок пять метров. Уже отсюда видно, в какой изоляции жили прокаженные. И вот они остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк. 17, 12–13).

Господь повелел им идти и показаться священникам. Очевидно, этим самым Он давал им понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался сам процесс исцеления и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми.

Покорность слову Господа – идти на освидетельствование к священникам – указывает на живую веру прокаженных. И действительно, по дороге они заметили, что болезнь их оставила. Получив исцеление, они, однако, как это часто бывает, забыли о Виновнике своей радости, и только один из них, самарянин, возвратился ко Христу, чтобы поблагодарить Его за исцеление. Этот случай показывает, что хотя иудеи и презирали самарян, последние оказывались иногда выше их.

Господь со скорбью и кротким упреком спросил: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк. 17, 17–18).

Эти девять явились примером человеческой неблагодарности Благодателю Богу. Ведь они пришли ко Господу, страстно желая исцеления; Он исцелил их, они же были счастливы, что получили просимое. Но им и в голову не пришло принести хвалу Подателю этого блага. Только один отверженный самарянин остановился в изумлении перед чудесным, исцеляющим, спасающим Богом и устремился воздать хвалу Спасителю.

Много чудес совершает для нас Господь, многократно и многообразно одаривая нас Своими милостями и щедротами. Каждый из нас, взглянув на свой жизненный путь, увидит, что в течение всей жизни Господь ведет нас ко спасению, прощая грехи и даруя Свои благодеяния, за которые мы должны благодарить Его. Но очень часто мы воспринимаем все доброе, что есть в нашей жизни, как само собой разумеющееся, будто бы это дано нам по каким-то нашим заслугам и нам некого благодарить за эти дары.

Между тем именно благодарение является сущностью христианской жизни. И вовсе не потому, что в этом нуждается Господь, а потому, что в этом нуждаемся мы сами: только через благодарение мы можем подлинно приобщиться Спасителю и всему, что есть у Него. Лучшей же благодарностью Ему будут наши усилия оправдать Его доброту и милосердие. Будем же  учиться благодарить Господа за все, что Он нам посылает, благодарить не только словами и делами, но и примером всей нашей жизни.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 3

Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бы́сть;/ из чре́ва а́дова изба́ви на́с,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 3

Воскре́сл еси́ дне́сь из гро́ба, Ще́дре,/ и на́с возве́л еси́ от вра́т сме́ртных;/ дне́сь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.

Перевод: Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно божественную мощь власти Твоей.

 

Святая великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара

17 (4 ст. ст.) декабря Церковь совершает память великомученицы Варвары Илиопольской. Святую почитают защитницей от внезапной и насильственной смерти без покаяния.

Житие святой великомученицы Варвары

Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскор являлся представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310 гг.). Варвара была очень хороша собой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девицу от посторонних глаз. Во время своего заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни. Тогда она познакомилась с христианами Илиополя и крестилась.

Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами Варвару пытались склонить к отречению от христианской веры. Но она была непреклонна. Тогда ее подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнем. Максимиан дал отцу право совершить суд над дочерью. Язычник Диоскор стал палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскора и Максимиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, которая объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары.

Почитание святой великомученицы Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвященный Варваре, находился в Едессе. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (390–461 гг.), был построен в ее честь в храм. В VI веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354 гг.) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы (958–1025 гг.) и сестрой императора Романа III Аргира (968–1034 гг.). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно  преданию, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 – 1118 гг.) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050–1113 гг.), перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца мощи святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.

Рака с мощами святой Великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Фотография 1872 года

Рака с мощами святой Великомученицы Варвары в Златоверхом монастыре. Фотография 1872 года

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле (1596/1597 – 1647 гг.) часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В тот же период левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл (1612–1655 гг.), взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675 г.), а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь святителя Николы, где мощи почитались как источающие чудесные исцеления. В 1656 году киевский митрополит Сильвестр (Коссов; кон. XVI / нач. XVII века – 1657 гг.) передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию III (ум. 1675 г.). При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой великомученицы Варвары были изъяты и переданы в музей. В настоящее время они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, который принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая стопа святой  великомученицы Варвары находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), поскольку она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык; 1898 – 1968 гг.), который с 1952 года служил в Канаде.


Тропарь великомученице Варваре Илиопольской, глас 8

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и я́ко пти́ца изба́вися от них,// по́мощию и оружием Креста́, всечестна́я.

Перевод: Варвару святую почтим, ибо сокрушила она сети врага и, как птица, спаслась из них, с помощью оружия Креста, всесвященная!

Кондак великомученице Варваре Илиопольской, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси́ чти́лища,/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту, еди́но Божество́.

Перевод: В Троице благочестиво воспеваемому Богу последовав, священная страстотерпица, ты оставила идольские святыни; и посреди судилища подвизаясь, Варвара, угроз мучителей не устрашилась, мужественная умом, непрестанно воспевая громогласно: «Троицу чту, Единое Божество!»