Сегодня 24.12.2023, неделя 29-я по Пятидесятнице, Рождественский пост, Святых праотецБожественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:1–10 (зач. 63). Лит. – Кол. 3:4–11 (Недели 29-й) (зач. 257). Лк. 14:16–24 (Недели 28-й) (зач. 76). 

 

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

14.16. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

14.17. и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

14.18. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

14.19. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

14.20. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

14.21. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

14.22. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

14.23. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

14.24. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Однажды в субботу Иисуса Христа пригласил на обед в свой дом некий фарисей. Видя, что среди приглашенных в основном родственники, друзья и богатые соседи фарисея, Господь обращается к хозяину дома с наставлением звать на пир не тех, кто сможет отплатить ему за гостеприимство, а бедных, увечных и больных, за которых Сам Бог воздаст в день воскресения праведников. Услышав эти слова Спасителя, один из гостей, присутствовавших на том пире, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (Лк. 14, 15).

В Палестине человек, устраивавший пир, заблаговременно объявлял об этом, рассылая приглашения, но не указывал точного времени. В назначенный час, когда все было готово, хозяин посылал слуг пригласить гостей. Принять приглашение, а потом отказаться присутствовать на пире значило нанести оскорбление хозяину.

Один человек устроил большой ужин, но когда послал раба своего сказать званым, что все готово, они, как бы сговорившись, стали отказываться под разными предлогами. Один отговаривался покупкою земли, другой – покупкою волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома повелел своему рабу пойти по улицам и переулкам города и привести нищих, увечных, хромых и слепых на ужин.

Когда же они возлегли и остались еще свободные места, сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14, 23).

Смысл же притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Божие. Устроитель этого ужина, Господь Бог, посредством закона и пророков, как через слуг Своих, приглашал весь иудейский народ вступить в это Царство, а когда это Царство приблизилось, послал повторить приглашение уже Своего Единородного Сына – Иисуса Христа.

Посланный Спаситель пришел прежде всего к званым, то есть к иудеям, с вестью о том, что приблизилось Царство Небесное. Но те из иудеев, к которым главным образом относился этот призыв, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения на званый ужин.

Предлогами к отказу служили их земные побуждения, из-за которых они оказались глухи к Божественному призыву и отвергли пришедшего к ним Христа. Тогда Бог пригласил мытарей и грешников, а так как и после этого оставалось много свободных мест, то призвал затем и язычников в Свое Царство. Все отозвавшиеся на евангельскую проповедь вошли в него, а книжники и фарисеи, пренебрегшие зовом, оказались вне Царства Божия.

В заключение притчи Господь сказал: много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24).

Хотя и все призываются к вечному блаженству в Царствии Небесном, избранными для этого блаженства оказываются лишь немногие. Нам же необходимо всегда помнить о том, что Господь по великому и беспредельному милосердию Своему желает спасти каждого из нас. И здесь очень важно личное желание человека принять призыв Господа ко спасению и пойти путем жизни в соответствии с евангельскими заповедями, путем покаяния и молитвы к Богу, дабы Он сподобил нас стать наследниками Царствия Небесного.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.

Неделя святых праотец

За две недели до Рождества Христова Церковь прославляет святых праотец — всех ветхозаветных святых, через которых открылась слава Израиля и пришёл в мир Господь наш Иисус Христос. За Божественной литургией в этот день читается Евангелие о званных на пир.

   Один человек сделал большой ужин и звал многих. В Ветхом Завете есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Будущее человечества, пребывающего с Богом, есть трапеза вечная. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовёт всех жаждущих прийти и почерпнуть воду безсмертия и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1—2). А псалмопевец напоминает каждому из нас, когда мы готовимся ко Святому Причащению, что Господь уготовал трапезу сопротив стужающих мне, умастил главу мою елеем и чаша Его упоявающая яко державна (Пс. 22, 5). И подобно тому, как Премудрость, которая построила себе дом и зовёт всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, так Церковь Божия зовёт всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы уже сейчас приобщаемся, а самое главное — обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда.

   В притче Хозяин этого пира — Бог, приглашённые на пир — иудеи. В течение всей истории Ветхого Завета они жили ожиданием дня, когда придёт к ним Бог, Мессия. И когда Он пришёл, они отвергли Его приглашение. Как это могло случиться, что это за потрясающее явление? Вся история, долгие века — путь к Мессии, а завершение пути — Его отвержение. Почему Иерусалим не узнал времени посещения своего?

   Этот пир, то есть Царство Божие, отвергнут иудеями по вполне уважительным причинам. Один человек говорит, что он купил поле, и ему надо хорошенько его осмотреть. Другой — что купил пять пар волов, и ему надо испытать их. Третий ещё убедительнее — что женился. У всех нашлись дела, и очень важные — всё нужное, всё полезное, всё замечательное. Люди предпочли своё земное, естественное, понятное всем — всему остальному. Но люди эти, говорит Господь, вовек не вкусят Царствия Божия. Они оказались только зваными, но отвергнутыми Господом, потому что не отозвались на то, что Господь совершил для человека.

   Эта притча — о тайне числа 666. Блаженный Августин говорит, что мир был сотворён совершенным — «добро зело» — в шесть дней. Но освятился он только в седьмой день, когда Бог почил от трудов Своих и как бы пригласил человека и вместе с ним всё творение, войти в радость Господа Своего, в дом Божий. Число 6 — совершенство само по себе. Совершенство природы — поле, совершенство творчества и труда — волы, совершенство любви, то есть высшего добра, — соединение двух жизней в одну в браке. Всё получено от Бога, но ещё не освящено седьмым днём, который есть пир Господень. Это совершенство без Бога, тройное самосовершенство — и есть число 666. В нём заложено разрушение всей Земли, обессмысливание всякого труда и разделение всех. Очень тонко и почти незаметно происходит эта подмена тайны Рождества Христова, «благочестия великой тайны: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16) — «тайной беззакония», которая есть антихрист.

   У одного человека собственным полем его заполняются все дни с утра до вечера, так что некогда в Церковь пойти и некогда помолиться. Другой так захвачен вдохновением земного труда, что для Бога в сердце не остаётся места. Третий веселится на пиру земной любви, и никакого другого пира он знать не желает.

   Так хотела бы Церковь подарить хозяину поля цветок, сорванный с небесных полей, который столь веселит сердце человека, как свидетельствует святой Димитрий Ростовский, что если бы человек смотрел на него, то не хотел бы ни есть и ни пить и не ощущал никакого страдания! Этот цветок не увядает и цветёт вечно. И владельца волов просит в этот день остановиться, на небо взглянуть, размышляя о Вифлеемской звезде, и выпрячь волов: и волы желают прийти к яслям Богомладенца. И вступившему в брак говорит: нет ничего прекраснее дома и семьи. Чтобы полюбить по-настоящему хотя бы одного человека, надо иметь сердце, способное любить, но только у Бога можно научиться подлинной человеческой любви.

   Самое великое счастье может коснуться человеческой жизни, если отправиться в путь туда, где Господь. Но когда отвергается этот зов, сладость греха, услаждение диавола о гибели чьей-то души уже присутствуют и в невинных как будто дарах, потому что они отделены от Бога. Так двоится в сознании слово «мир»: сотворённое Богом чудо становится местом, где похоть плоти, похоть очей. Обладание без любви, как говорят святые отцы, и есть похоть. Так совершается измена Господу: богатство и сластолюбие становятся дороже славы Господней даже для тех, кто знал эту славу, как Соломон. И подобно гадаринцам, умолявшим Господа отойти от пределов их, мир непрестанно молится страшной молитвой. Это молитва о лишении его Царства Божия. Каждый по-своему, но все, как бы сговорившись, твердят: «Молю Тя, имей мя отречена!» От чего отречена? От Царства Божия.

   Кто-нибудь скажет, что по-русски это место звучит несколько иначе. Дело не в особенностях славянского языка. Молитва — это когда человек глубиною сердца своего лелеет самое дорогое для себя, безконечно драгоценное. Потому-то апостол Павел корень всех зол — сребролюбие — называет идолопоклонством (Кол. 3, 5). Отдача этому греху происходит на уровне молитвы, только обращена эта молитва не к любящему человека Богу, а к диаволу, человекоубийце.

   Не идущие на пир Господень, как говорит святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, неизбежно идут на пир Иродов, где совершается убийство величайшего праведника. Оттого что дом Отца Небесного превращается в дом торговли, и богоизбранный народ поклоняется золотому тельцу, «осанна» Иерусалима, встречающего своего Мессию, сменяется осатаневшим «распни, распни Его».

   Обратим внимание, что дальше говорит Господь в притче. Господин посылает своего слугу, чтобы он звал на торжество, как сказано, «увечных, хромых и слепых». Да, конечно, если народ израильский считал себя единственно достойным народом, то все остальные народы и были хромые, и слепые, и убогие. И наш народ ради отвержения Израиля оказался званым. Нас искал Господь по улицам и переулкам, по дорогам и изгородям, и суть праздника сегодняшнего в том, что весь Израиль, как говорит апостол Павел, спасётся. Весь Израиль — это остаток Израиля и все языческие народы, которых убедили вестники Господа прийти к Нему.

   И вот мы присутствуем на этом пиру в Церкви Божией. И все мы убогие, и хромые, и бедные, и слепые. И оттого что мы приходим на этот пир, оттого что Бог дает нам радость новой жизни, благодать Духа Святаго, купленную ценой Крови Его, мы начинаем ходить и скакать от радости, когда получаем это исцеление. Мы обретаем богатство, которое никто от нас никогда не отнимет. Мы начинаем видеть глубину всех вещей — всего, что совершается в мире, в истории, в судьбе каждого человека.

   За две недели до празднования Рождества Христова открывается нам предваряющий экзамен: как мы готовимся к Рождеству Христову, к Его Первому Пришествию, так мы готовимся и ко Второму Его Пришествию.

Тропарь в Неделю святых праотец, глас 2

Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́,/ от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь:/ хва́лятся в сла́ве святи́и,/ я́ко от се́мене их есть Плод благосла́вен,/ без се́мене Ро́ждшая Тя.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Кондак в Неделю святых праотец, глас 6

Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый, и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.