В Неделю 30-ю по Пятидесятнице перед Рождеством

Христовым, святых отец,

в Соборе святых апостолов Петра и Павла прошли

торжественные богослужения в

день памяти праведного Симеона Верхотурского.

Вечером 30 декабря 2023 года, настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков возглавил всенощное бдение. Среди святынь нашего храма имеется икона с частицей мощей праведного Симеона Верхотурского. На полиелее священнослужителями собора было пропето величание: Ублажаем тя, святый праведный Симеоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Во время помазания елеем верующие приложились к святыне.

31.12.2023, божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хор собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:11–18 (зач. 64). Лит. – Недели пред Рождеством Христовым: Евр. 11:9–10, 17–23, 32–40 (зач. 328). Мф. 1:1–25 (зач. 1). 

 

От Матфея святое Благовествование

Апостол и евангелист Матфей | 29.11.2019 | Смоленск - БезФормата

1.1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

1.2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

1.3. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

1.4. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

1.5. Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

1.6. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

1.7. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

1.8. Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

1.9. Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

1.10. Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

1.11. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

1.12. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

1.13. Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

1.14. Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

1.15. Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

1.16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

1.17. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

1.18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

1.19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

1.20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

1.21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

1.22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

1.23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

1.24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

1.25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Иудеи чрезвычайно интересовались родословными, поскольку придавали большое значение чистоте своего происхождения. Человек, в крови которого была малейшая примесь чужой крови, лишался права называться иудеем и членом избранного Богом народа.

Евангелист Матфей писал свое Евангелие для иудеев, и поэтому ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это, согласно ветхозаветным пророчествам, надлежало Мессии, от Авраама и Давида. Он начинает свое Евангелие с родословной Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1, 16).

Кроме того, нужно отметить, что Евангелия были написаны за сотни лет до того, как появились печатные книги, и лишь немногие люди могли иметь их копии, и потому, чтобы владеть ими, их нужно было запоминать. И поэтому родословие Господа составлено так, чтобы было легко запомнить и носить в памяти: Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов (Мф. 1, 17).

Интересно также обратить внимание на женские имена, перечисляемые евангелистом Матфеем. В ветхозаветное время место женщины было второстепенно: имена женщин никогда не упоминались в родословии, потому как они не имели никаких прав в иудейском обществе того времени. Поэтому в перечислении евангелистом женских имен заложен глубокий духовный смысл, который приносит в мир Рождество Христа.

В строках сегодняшнего евангельского чтения нам открывается важная истина: Христос приходит, даруя Новый Завет, выстраивающий некогда утраченные отношения человека с Отцом Небесным. Теперь перед Богом нет ни одного забытого народа или забытого человека. Всякому открыт путь на Небо, и только с помощью наших духовных и нравственных усилий и подвигов мы можем войти в Царство Небесное.

 

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 5

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.

Перевод: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 5

Ко а́ду, Спа́се мо́й, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бы́сть,/ Человеколю́бче, те́мже вси́ зове́м:// спаси́ на́с, Го́споди.

Перевод: Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»

ИМЯ ЕГО ПРОСЛАВИЛ ГОСПОДЬ

Праведный Симеон, сын благородных родителей, родился в начале XVII века.  Дворянин по происхождению, он презрел все мирские почести, удалился из России за Урал в Сибирь, ибо он избегал мирской суеты и стремился к уединению. Он остановился в селе Меркушино, которое находилось недалеко от города Верхотурья. Часто ходил странником по окрестным селам и деревням или уединялся где-либо на берегах реки Туры, предаваясь различным подвигам и в молитве беседуя с Создателем.

Твердой своей верой в Бога подавал всем пример благочестивой жизни. Он не хотел, чтобы руки его оставались праздными, сам снискивал себе пропитание. За­быв о своем благородном происхождении на земле,  поддерживал свое существование портняжничеством, которому Симеон научился уже после того, как покинул свой родительский кров, и которого потом не оставлял до конца своей жизни. Невзирая на свое благородное происхождение, не пренебрегал проживанием в крестьянских хатах. С особенной любовью он занимался работою на бедных людей, с которых по большей части отказывался брать плату. Он считал вполне достаточным для себя вознаграждением кров и пищу.

Любил Симеон ловить рыбу. Для этого он уходил в уединенное место, размышляя при этом о величии Творца, сотворившего небо и землю. 

Вера христианская во времена Симеона в Сибирском крае была еще только в зачаточном состоянии. Число христиан там было очень невелико. Праведный Симеон нередко вступал с новообращенными христианами в религиозные собеседования и учил слушателей, как надо жить по Христову закону, дабы угодить Богу и спасти свою душу. Иноверцы с удовольствием и большим вниманием слушали эти простые и задушевные назидания праведника и мало-помалу отставали от своих нехристианских наклонностей и обычаев.

Страдая болезнью живота, Симеон скончался молодым, около тридцати пяти лет от рождения. Жители села Меркушино, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили его останки.

По истечение пятидесяти лет со дня смерти праведного Симеона среди меркушинцев память об угоднике начала уже изглаживаться. Но  в 1692 году гроб праведника с нетленными останками его стал восходить из земли и появился поверх могилы.

Это удивительное восхождение гроба из земли, а также нетление находящихся в нем останков, заставили меркушинцев прийти к заключению, что муж этот праведный и богоугодный; но кто именно этот муж, как имя этого праведника — никто из меркушинцев не знал.

Вскоре от мощей праведника стала истекать благодать исцелений, и это окончательно убедило жителей Меркушино в святости человека, погребенного в явившемся гробе. Например, у здесь же исцеленного казака заболела 15-летняя дочь. Всё лицо ее покрылось струпьями. Тогда он отвез больную в Меркушино, отслужил там над гробом угодника Божия панихиду и отер лицо дочери землею, взятою из могилы. Последняя тотчас же получила исцеление: лицо ее приобрело прежний здоровый вид.

В  1695 году Тобольскому митрополиту Игнатию пришлось отправиться в Верхотурье на освящение тамошнего соборного храма. Путь лежал через село Меркушино. Не доехав до него семи верст, Игнатий со своими спутниками остановился в селении Караульном. Тут игумен Далматовской обители Исаак доложил преосвященному, что в Меркушино восходит из земли гроб праведника. Выслушав это, Игнатий послал в Меркушино священнослужителей. Владыка приказал им открыть гроб и тщательно осмотреть останки, в нем погребенные. По совершении утрени митрополит сам поехал в Меркушино. Между тем игумен Исаак со своими спутниками при открытии гроба почувствовали благоухание и увидели в самом гробе погребенное тело христианина: плоть и кости праведника были совершенно целы, кожа прильнула к костям, истлела только некоторая часть.

Отслужив Литургию, митрополит Игнатий, в сопровождении священников и диаконов, торжественным шествием отправился к гробу праведника. Освидетельствовав святые мощи, владыка окончательно убедился, что в сем гробе почивают останки действительно праведного человека. Указуя на святые мощи, преосвященный произнес: «Это, точно, некоторый новый святой, — он сподобился от Бога нетления!»

После сего митрополит Игнатий подошел к собравшемуся народу и спросил, не знает ли кто имя погребенного здесь праведника, а также житие его. Тут выступил один семидесятилетний старец Афанасий и сказал о праведнике следующее:

«Житие его было доброе, и муж добродетельный, из российских городов отечество его, и дворянской породы, пришельцем странствовал в Верхотурском уезде; ремесло же его было шитье портное; притом послушлив и услужлив, и к Богу прилежен, и в церковь на молитву и службу Божию в обыкновенное время ходил, болен же был чревом, а имени его сказать не упомню...»

Выслушав это, Игнатий предложил собравшемуся народу усердно молить Господа, дабы Он открыл имя новоявленного праведника, обещаясь, что и сам будет возносить моления о том же. Вслед за сим он отправился в Верхотурье. Дорогою Игнатий не переставал молить Господа об открытии имени праведника, и Господь услышал его молитву. Владыка заснул и увидел такой сон: стоит пред ним множество народа, и все рассуждают об имени святого праведника. «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» — от этих слов митрополит проснулся и в великой радости продолжал путь, размышляя о значении сновидения. В Верхотурье митрополита встречали почетные лица города и множество народа. Игнатий остановился в Николаевском монастыре и рассказал свой сон. Выслушав рассказ иерарха, настоятели пришли к тому заключению, что видение сие есть Божие откровение. Владыка повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.

Рака с мощами святого Симеона в наши дни, г. Верхотурье

После описанных событий мощи праведного Симеона прославились целым рядом новых чудотворений и исцелений.

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес, избавление от лукавых, нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 4

Мирска́го мяте́жа бе́гая, все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло,/ прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным,/ притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не./ Те́мже, по да́нному ти да́ру,/ испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам, боля́щим душе́вными страстьми́,// и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Избегая мирской суеты, ты обратил все устремление к Богу, и, восходя в созерцаниях ввысь к небу, оттуда ты не уклонился сердцем к лукавому, но, очистив душу и тело, ты принял благодать подавать исцеления верующим и неверующим, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому, по данному тебе дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными страстями, и моли о спасении наших душ.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 2

Ми́ра су́етнаго отве́рглся еси́,/ да бла́га ве́чныя жи́зни насле́диши,/ возлюби́в незло́бие и чистоту́ души́ и те́ла./ Сниска́л еси́, е́же возлюби́л,/ свиде́тельствуют бо о сем гроб и нетле́ние моще́й твои́х,/ и благода́ть чудотворе́ния наипа́че./ То́чиши бо цельбы́ всем притекаю́щим к тебе́ и непросвеще́нным,/ Симео́не блаже́нне,// чудотво́рче преди́вный.

Перевод: Покинув суетный мир, чтобы наследовать блага вечной жизни, возлюбив доброту и чистоту души и тела, ты получил то, что полюбил, ибо свидетельствуют об этом гроб и нетленные мощи твои, и более всего - благодать чудотворения, поскольку ты источаешь исцеления всем приходящим к тебе и еще не просвещенным (светом Евангелия), Симеон блаженный, удивительный чудотворец.