Де́ва дне́сь Преве́чное Сло́во в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно;

лику́й, вселе́нная, услы́шавши, просла́ви со а́нгелы и па́стырьми

хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.

(Кондак предпразднства Рождества Христова)

Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А.

В это утро в Соборе, как и во всех православных храмах, верующие готовились к одному из самых долгожданных и радостных праздников всего христианского мира — к Рождеству Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Во время службы были прочитаны восемь ветхозаветных пророчеств, в которых пророки больше двух тысяч лет назад с радостью и надеждой предсказали появление на свет Спасителя мира. Сама же Евангельская история Рождества, казалось, не умолкала до конца Литургии.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Лит. – Гал.3:15-22 (207 зач.). Мф.13:31-36 (53 зач.). На вечерне (совершается отдельно от литургии): Евр.1:1-12 (303 зач.). Лк.2:1-20 (5 зач.).

От Матфея святое Благовествование

Апостол и Евангелист Матфей « Вознесенская Давидова пустынь

13.31. Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

13.32. которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

13.33. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

13.34. Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

13.35. да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

13.36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом…

В сегодняшнем евангельском чтении Господь приводит два ярких образа Царства Божия в притчах о горчичном зерне и закваске.

На Востоке высота горчичного дерева может достигать 2–2,5 метра, хотя зерно его так мало, что у евреев была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Вокруг этих горчичных деревьев всегда летали стаи птиц, особенно любивших эти мягкие черные семена и садившихся на дерево, чтобы поклевать их.

Таким образом, смысл притчи, рассказанной Господом, заключается в том, что хотя начало Царствия Божия видимо неприметно, но сила, сокрытая в нем, побеждает все препятствия и способна преобразовать его в Царство великое и всемирное.

Необходимо также отметить, что в восточных образных выражениях, да и в самом Ветхом Завете, крупная империя обычно изображалась в виде большого дерева, а покоренные народы – в виде птиц, нашедших отдых и убежище в его ветвях.

Точно так же бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, едва приметное поначалу, все сильнее охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.

Точно такой же смысл имеет и притча о закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13, 33). Три меры муки составляли примерно 40 килограмм и являлись средним количеством муки, необходимым для выпечки хлеба для довольно большой семьи в Назарете. Закваска представляла собой маленький кусочек теста, сохраненный от предыдущей выпечки и забродивший во время хранения. Несмотря на то, что закваска составляла очень незначительную долю теста, она полностью меняла его свойства. Оживляя и заключая в себе деятельную силу, закваска заставляла тесто подниматься и таким образом меняла весь характер процесса хлебопечения.

Весь смысл притчи сводится к одному – преобразующему воздействию закваски. И как она полностью преображает тесто, так и наступление Царствия Небесного преображает жизнь.

Пребывание Бога внутри любящего Его человека и есть Царство Божие. А силой, созидающей Царство Божие в человеке, является благодать Святого Духа. Сила Божественной благодати действует, невидимо распространяясь на все свойства души человека, освящая их и преображая.

Для стяжания этой благодати необходимы: христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге, стремление исполнять волю Божию, великая сила любви и желание послужить ближнему своими богоугодными делами. Помогай нам в этом Господь!

В притче Христос уподобляет Царство Божие горчичному зерну, посаженному человеком, и которое, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 32).

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

2.1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2.2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

2.3. И пошли все записываться, каждый в свой город.

2.4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

2.5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

2.6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;

2.7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

2.8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

2.9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

2.10. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

2.11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

2.12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

2.13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

2.14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

2.15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

2.16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

2.17. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

2.18. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

2.19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

2.20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Строки евангельского чтения подробно повествуют об обстоятельствах и времени Рождества Христова.

Евангелист Лука сообщает о Рождестве Христовом в контексте переписи всех жителей Римской империи, проведенной по велению кесаря Августа, то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа – «священного». Указ о переписи был издан Августом еще до Рождества Христова, но из-за начавшихся народных волнений и смерти Ирода перепись была приостановлена и окончена лишь через десять лет уже во время правления Квириния.

Римская политика всегда учитывала особенности обычаев побежденных народов. Иудейские же обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, родам и племенам, для чего каждому требовалось явиться на перепись в тот город, где некогда жил глава его рода. А так как Иосиф был из рода царя Давида, он и должен был отправиться в Вифлеем – в город, где родился Давид.

Вифлеем находился в ста тридцати километрах от Назарета. Город был переполнен: Иосиф и Мария не нашли комнаты, а потому вынуждены были поселиться в одной из пещер, какими богата Палестина и куда пастухи сгоняли скот в ненастную погоду.

Здесь-то и родился Божественный Мессия, положенный, вместо детской колыбели, в ясли, приняв тем самым от самого Своего рождения крест унижений и страданий для искупления человечества и самым Своим рождением давая нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей.

Пастухам, которые ночевали в поле, явился ангел Господень, осиянный Божественной славой, и сказал: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10–11).

Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя; они радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение. Смысл славословия ангелов состоит в том, что достойно славят Бога небесные духи, ибо на земле водворяется мир и спасение, так как люди сподобились особенного Божиего благословения.

Как весь мир в течение тысячелетий готовился к этому величайшему событию, когда Бог воплотился на земле и вошел в человеческую историю, так и мы должны подготовиться, чтобы самим стать духовными участниками этого события, позволив нашим сердцам стать колыбелью для родившегося Христа.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. 

В навечерие Рождества Христова по окончании Божественной Литургии совершается чин "славления". В центр храма была вынесена свеча, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Священники, хор, прихожане обратились к Богу с пением тропаря и кондака Рождества Христова.

По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

Вечером верующие собираются на Великое Повечерие в храм, как в вертеп,

чтобы поклониться новорожденному Божественному Младенцу Христу-Спасителю.

Великим постом или накануне больших праздников в православных храмах совершается необычное богослужение. Называется оно повечерием. Состоит повечерие в основном из чтения псалмов, которые перемежаются проникновенными песнопениями. Одно из них по первым своим словам называется «С нами Бог». Это довольно продолжительное молитвословие составлено на основании цитат из пророчества святого Исайи. Начинается молитвословие с таких слов: «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: Яко с нами Бог». 

Иудеи часто оказывались в осаде неприятелей — спасением для них был только Господь. Пророк Исайя воодушевлял современников — если Бог с нами, то нам ничего не страшно. Но какое отношение такая деталь из прошлого имеет к нашей сегодняшней жизни? Слова «яко с нами Бог» являются точным переводом имени Эммануил. Эммануилом Исайя называет Спасителя — принявшего человеческое естество Бога. Господь, придя в мир, стал одним из нас, поселился с нами. Он разделил с людьми скорби этой жизни, дал надежду на вечное и радостное пребывание в Царствии Божием. Христос — главный и самый надежный защитник человека. Об этом говорят нам слова песнопения — «владычество было на плече Его». Они отсылают нас к древней традиции — цари Ближнего востока носили на плечах мантию, знак своего величия. У Христа не было мантии, символом Его царского достоинства стали Его проповедь и великие чудеса.

Песнопение «С нами Бог» приобретает особое смысловое значение на вечерней службе, предшествующей празднику Рождества Христова. Ведь пророчество святого Исайи было посвящено приходу в мир Спасителя. Песнопение «С нами Бог» воодушевляет молящихся, призывает их радоваться Рождению Христа, через Которого Бог вновь открыл людям Свое Царство.

На богослужении было прочитано Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Всенощное бдение завершилось славлением Богомладенцу Христу перед праздничной иконой. Духовенство и прихожане Собора  воспели тропарь, кондак и величание праздника Рождества Христова.

Величаем Тя, 
Живодавче Христе, 
нас ради ныне плотию Рождшагося 
от Безневестныя 
и Пречистыя Девы Марии.

 

В честь праздника Рождества Христова во дворе Собора святых апостолов Петра и Павла к восторгу прихожан установили рождественский вертеп с живыми животными. В этом году к всеобщим любимцам ослику и овечкам присоединился еще и верблюд.

Обычно все фигуры для вертепа, в том числе библейских животных, вырезают из фанеры, но в Соборе по инициативе настоятеля протоиерея Сергия Снопкова уже несколько лет верующим дарят живую сказку.