«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына,

и нарекут имя Ему:

Еммануил, что значит:

с нами Бог».

Рождество Христово у восточных христиан - Праздник

7 января 2024 года - Рождество по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В этот благословенный и светлый праздничный день в Соборе святых апостолов Петра и Павла прошла торжественная Божественная Литургия.

К празднику храм был заботливо украшен живыми елками, цветами и еловыми ветвями, так как хвоя символизирует вечную жизнь. В храме собрались верующие, для того, чтобы затеплить восковую свечу, приложиться к иконе праздника и вознести молитвы Богомладенцу Христу.

 

Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Антоний Шувакин и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф.1:18-25 (2 зач.). Лит. – Гал.4:4-7 (209 зач.). Мф.2:1-12 (3 зач.).

От Матфея святое Благовествование

День памяти святого апостола и евангелиста Матфея - Православные Добровольцы

2.1. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2.2. где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

2.3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

2.4. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

2.5. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

2.6. и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

2.7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

2.8. и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

2.9. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

2.10. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

2.11. и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

2.12. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Господь наш Иисус Христос родился в Вифлееме, маленьком городке в восьми километрах к югу от Иерусалима. Название Вифлеем означает «дом хлеба», сам же город располагался в плодородной сельской местности, что вполне оправдывало его название.

Когда Спаситель родился, на поклонение Ему пришли волхвы, ученые люди, обладавшие большими знаниями и судившие о будущем по звездам. По сведениям блаженного Августина и Иоанна Златоуста, волхвов насчитывалось двенадцать, но, вероятно, от тройственности даров их число свелось к трем, а Бéда Достопочтенный дал им имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар, указав на их царское происхождение.

Изучение звездного неба было одним из главных занятий персидских мудрецов. Господь и призвал их к поклонению родившемуся Спасителю мира через явление необыкновенной звезды. На Востоке в это время было широко распространено убеждение, что на земле должен явиться Владыка мира, Которому подобает поклонение от всех народов. Поэтому, придя в Иерусалим, волхвы так уверенно спрашивают: где родившийся Царь Иудейский? (Мф. 2, 2).

Эти слова вызвали тревогу у Ирода Великого, так как его права на иудейский престол были шаткими по причине того, что он не являлся чистокровным иудеем и, будучи тираном, вызвал ненависть своих подданных к себе. Поэтому он решил уничтожить своего новорожденного, как он думал, соперника, и, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (Мф. 2, 4).

Книжники тотчас же указали ему на Вифлеем иудейский. После этого Ирод призвал к себе волхвов, чтобы допросить их о времени явления звезды, а затем отправил их в Вифлеем, чтобы они, вернувшись, рассказали все, что узнают о Новорожденном.

Когда волхвы отправились в Вифлееем, то звезда, которую они увидели на востоке, шла перед ними, указывая верный путь, пока не остановилась над тем местом, где находился новорожденный Богомладенец. Они же, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11).

Золото для Царя, ладан для Священника и смирна для Того, Кто должен отдать Свою жизнь ради жизни мира, – вот дары мудрых волхвов. Уже у Его колыбели было предсказано, что Иисус Христос будет подлинным Царем, истинным Первосвященником и Величайшим Спасителем людей.

Взамен даров, которые волхвы принесли Господу, они получили несравненно большие дары от Самого Христа: они исполнились Его правдой и приобщились Его вечной жизни.

Творец предлагает нам принять величайший изо всех даров: Свою Божественную любовь и полноту жизни. Постараемся же и мы приносить Господу нашу благую волю к добру и помнить, что только во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
Сорок дней православные христиане готовились к празднику и, конечно, хотят встречать его в храме. Причастие – главное церковное таинство, соединяющее человека со Христом. «О, какое это великое счастье! – говорил о нем святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим». Очевидно, что в момент, когда православный мир вспоминает, как Бог пришел на землю, каждому верующему хочется быть причастником великого события. В этот светлый праздничный день прихожане Собора подготовились к принятию Святых Христовых Тайн, у Святой Чаши было много народа.
 
По радостным, посветлевшим лицам было заметно, какую духовную силу вдохнула в прихожан торжественная Литургия.
По окончании богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди, поздравил всех собравшихся с великим праздником, поделился теплыми воспоминаниями из своего детства.
В конце службы учащиеся воскресной школы поздравили своего духовного окормителя настоятеля Собора протоиерея Сергия Снопкова, духовенство и прихожан храма  с праздником Рождества Христова. Выступления учеников воскресной школы - ежегодная традиция. Дети с большим воодушевлением исполнили тропарь и кондак праздника. ВХГ "Сретение" спели колядки "Пресвятая Дево", "Добрий вечiр тобi", а также рождественское многолетие.
В завершение праздничного представления настоятель храма протоиерей Сергий Снопков поблагодарил ребят за выступление и поздравил с великим праздником. Вручение сладких подарков из рук настоятеля порадовало детей, а общая фотография на память оставит теплые воспоминания.

СВЕТ ХРИСТОВА РОЖДЕСТВА С НАМИ

 

Когда приблизилось время Деве Марии родить Сына своего Первенца, вышло повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле.

Будучи потомком царя Давида, праведный Иосиф вместе с Девой Марией отправились из галилейского города Назарет в Вифлеем, город царя Давида, близ Иерусалима. Именно в Вифлееме наступило время родов, что в точности соответствует словам древнего пророчества, изреченного пророком Михеем: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).

Однако святому семейству не нашлось места в гостинице, никто не приютил бедных странников. Если бы жители Вифлеема знали, Кто стучался в их двери в те зимние дни, но, как сказал евангелист Иоанн, Спаситель «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). И эти горькие слова в равной степени относятся, как к рождению Спасителя, так и к Его крестной искупительной смерти.

Какое великое таинство — Боговоплощение, и какое великое смирение Божие! Господь пришел в этот мир не в Своей небесной славе, поскольку она была бы нестерпима для грешного человека, и не в славе земной, поскольку она суетна и мимолетна, Он воплотился «в образе раба», чтобы послужить падшему человечеству.

Рождество Христово произошло в вертепе, убогой пещере, в которой держали домашний скот. Пречистая Дева спеленала Богомладенца и положила Его в ясли. Маленький городок спал, не зная о произошедшем чуде, и только в поле поблизости не спали пастухи, охранявшие стадо.

Вдруг им явился Ангел Господень, и слава Господня осияла их. Они сильно испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господень. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»! Когда Ангелы отошли на небо, пастухи поспешили в Вифлеем и нашли в пещере праведного Иосифа и Богоматерь с Младенцем, лежащим в яслях. Поклонившись Христу, они поведали все, что им открыл Ангел Господень, и все слышавшие дивились тому, что рассказали им пастухи.

В те дни с востока в Иерусалим пришли волхвы и начали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский, ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Об этом прознал царь Ирод и сильно встревожился. Пригласив первосвященников и книжников, он спросил у них, где должен родиться Христос? Вспомнив слова из книги пророка Михея, они ответили ему - в Вифлееме. Тогда коварный царь попросил у волхвов узнать все о Младенце и рассказать ему, чтобы и он мог поклониться родившемуся Христу.

И вот звезда, которую волхвы видели на востоке привела их к дому, где находилось святое семейство. Войдя в дом, они пали на колени перед Богомладенцем и принесли Ему дары: золото (как Царю), ладан (как Богу) и благовонное масло — смирну (как смертному человеку, так как смирну используют при погребении).

Поклонившись Христу, они отправились в свою страну, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду. Праведный Иосиф тоже получил во сне повеление от Ангела отправиться из Вифлеема в Египет.

Тем временем царь Ирод, не дождавшись возвращения волхвов, сильно разгневался и приказал убить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и младше. И Вифлеем наполнился горьким плачем матерей, лишившихся своих детей.

Так один Младенец исполнил целый мир радости и один человек исполнил целый город слезами, но эти слезы были временными, а мир и радость, принесенные нам Христом — вечны! Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Убиенные царем Иродом младенцы почитаются Церковью как мученики Христовы, а участь жестокого царя плачевна.


Говоря о Рождестве Христовом, мы должны помнить о том, что это таинственное событие выходит за рамки человеческой истории. Оно вне времени и имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Каждый христианин, согласно церковному учению, должен подобно Богоматери послужить делу воплощения Христа в нашем мире. Это Боговоплощение должно произойти в душе человека. Но будем помнить и о том, что Сын Божий соизволил воплотиться не в горделивом блеске царского дворца, а в убогой пещере. Подобно этому Явление Христа в человеческой душе возможно лишь при условии смирения человека, поскольку Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.