В Соборе святых апостолов Петра и Павла состоялись службы

двунадесятого праздника

Святого Богоявления.

Крещение Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших двунадесятых христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие – крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Крестителем.

Второе название праздника Крещение – Богоявление. Оно дано в память о чуде, которое произошло во время Крещения Господня: Дух Святой в облике голубя сошел с небес на Христа и голос Бога Отца назвал его Сыном.

Крещение Господне начали праздновать еще во времена апостолов – упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, который назывался Богоявление. С конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником.

Праздничные службы возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Евгений Садовский и диакон Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А.

Накануне вечером, 18 января,в храме было совершено Всенощное бдение. По церковному Уставу бдение в канун Богоявления совершается по подобию Рождественского богослужения. Начинается служба великим повечерием, на котором поется торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!». Повечерие завершается литией (усиленным молением) и освящением хлеба, вина, пшеницы и елея (масла).

На утрени, после прочтения евангельского зачала, повествующего о Крещении Христа в водах реки Иордан от святого Иоанна Предтечи, настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к верующим со словами проповеди.

19 января, в седмицу 33 по Пятидесятнице,состоялась праздничная Божественная Литургия.

В соответствии с богослужебным Уставом за Литургией праздника Богоявления исполняются особые антифоны, состоящие из пророческих псалмов: 113-го «Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар» с припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», 114-го «Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего» с припевом «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуия» и 117-го «Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его» с припевом – тропарем праздника «Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи». Вместо Трисвятого на Литургии пелся крещальный гимн: «Елицы во Христа крестистеся...», в воспоминание древней традиции крещения в этот день оглашенных.


Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания:
Утр. – Мк.1:9–11 (зач. 2). Лит. – Тит.2:11–14,3:4–7 (зач. 302). Мф.3:13–17 (зач. 6). На освящении воды: 1Кор.10:1–4 (зач. 143 от полу́). Мк.1:9–11 (зач. 2).

От Матфея святое Благовествование

3.13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

3.14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

3.15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

3.16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

3.17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Нашему мысленному взору в данном евангельском рассказе открывается глубоко поучительная, дивная, полная Божественного величия картина события Крещения Господня.

Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ.

Предтеча Господень Иоанн и Спаситель были сродниками по плоти. Возможно, троюродными братьями. Было ли общение между ними в детстве и в зрелом возрасте – нам неизвестно, но важно то, что именно в момент пришествия на Иордан Иоанн Креститель открывает в Иисусе ожидаемого Мессию. Он знает, что Христос будет особым человеком, избранным и безгрешным, поэтому на просьбу о крещении отвечает Господу: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14).

На что Спаситель кратко и решительно отвечает: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).

И если вначале Иоанн недоумевал, как он может крестить Проповеданного, то после слов Христа проявляет свое послушание воле Божией и совершает положенное крещение.

Во Христе действуют две природы: Божественная и человеческая. Как Человек Он должен был исполнить все, чего требовал от людей Бог. После рождения Христос претерпел обрезание, был посвящен как первенец Богу в Иерусалимском храме, жил в послушании закону и старшим. Приходя теперь на Иордан, Спаситель принимает новое установление Божие – крещение, которое было открыто Иоанну как символ очищения от грехов иудейскому народу.

Когда же Спаситель крестился, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3, 16).

Дух Божий, под видом голубя, сошел на Спасителя, чтобы явить людям Сына Божия в Иисусе Христе, Который до тех пор пребывал в безвестности.

Голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17), – был указанием Иоанну и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого как Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца.

Святая Церковь празднует Крещение Господне, именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – сошествием на Иисуса Христа в виде голубя.

Все то, что произошло при крещении Господнем, происходит и при крещении каждого христианина. Погружением в воду мы умираем со Христом, восстанием из воды мы соединяемся с Христом воскресшим. Дух Божий сходит на нас, укрепляя нас Своею всемогущей благодатью. А Отец Небесный усыновляет нас через любовь Иисуса Христа.

В эти дни мы, как никогда, исполняемся радости, причащаясь и омываясь водой, освященной благодатью Божией. Эта вода должна напоминать нам о безмерной благости Господней, премудро устроившей наше возрождение в таинстве Крещения, в котором мы призваны к праведной жизни во Христе.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
В воспоминание события Крещения Спасителя, по окончании Литургии состоялся чин Великого освящения воды. 

Тропарь Крещению Господню, глас 1

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́ическое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!

Кондак Крещению Господню, глас 4

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// Свет непристу́пный.

Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»

Величание Крещению Господню

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Крещение Господне — это праздник Богоявления, потому что явилась в тот далёкий день на Иордане людям одна из самых великих и непостижимых тайн Божиих: Бог ясно открылся в трёх Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Но для чего произошло это чудо? Что оно ознаменовало?

Со дня Рождества Божественная сила Христа была долгое время как бы скрыта от людей, и вот через три десятка лет Он явился народу, не просто как чудесный Отрок, удивлявший учителей Закона в храме Божием своими знаниями и ответами, но уже как Сын Божий, Спаситель. И потому Крещение Господне — это ещё и праздник Просвещения. Это начало недолгой (всего-то несколько лет) земной Евангельской проповеди Спасителя, Который на краткое время пришёл в мир, чтобы просветить и спасти нас, сидящих в стране и тени смертной (Мф. 4, 16) своих грехов. Из вод Иордана вышел Учитель на все времена, краткая проповедь Которого изменила весь мир — Преподаватель единственной науки, которая на самом деле одна только и нужна человеку, в какое бы время он ни жил. Здесь присоединились ко Христу и первые ученики — будущие Его апостолы и благовестники. А было время, когда в древней Церкви именно накануне Крещенской ночи принимали Крещение оглашенные, просвещаясь светом Христовой веры — таким значимым был этот день для верующих.

Ещё Крещение Господне — это праздник торжества смирения и послушания. Достигнув возраста 30 лет, как того требовал закон, Спаситель идёт к реке Иордан, и смиренно принимает крещение от рук Иоанна Предтечи со словами: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Так смирение и послушание Заповедям Божиим Спаситель положил в основание Своей проповеди, показывая то, насколько эти качества необходимы и всем Его последователям.

Величие и важность праздника Крещения показывает ещё и то, как борются с ним тёмные силы! Сколько суеверий, сколько кощунства происходит в эту ночь! Кто-то уверенный в том, что Крещение смывает грехи, вместо того, чтоб прийти храм, спешит в этот праздник только к студёной проруби. Кто-то, громко и эмоционально сквернословя, отбросив бутылку из под выпитого пива, осеняет себя Крестным знамением перед окунанием. Кто-то видит смысл праздника Крещения вообще лишь в освящении воды. Да мало ли! Что же делать со всем этим? Может быть, нам нужно просто стоять на страже своего сердца, не терять мир в душе ни при каких условиях? Может быть, это призыв и к нам: знать, во что мы верим, что празднуем, а ещё учиться не осуждать тех, кто просто пока не знаком с Церковью? Это великий праздник, и конечно, враг нашего спасения пытается как-то осквернить этот день всяческим непотребством. Впрочем, Бог ведь поругаем не бывает.

Конечно, Крещенская вода — это великая святыня и множество чудес и исцелений происходит от неё. Но только ли ради освящения воды Церковь служит ночную Литургию? В день Рождества Христова Бог пришёл на землю и стал человеком; в день же Крещения Бог начал проповедь Своего Евангелия среди враждебного Ему мира. Потому и явилась людям тогда вся Пресвятая Троица, чтобы показать важность момента истории. Потому и Иордан в трепете обратился вспять: не освящение Иорданских вод является центральным событием праздника, а именно открытие Троичной природы Бога во время Крещения Спасителя, Его смиренное следование Закону Божию и выход Его на проповедь.

«Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!» (русский перевод праздничного кондака).