Сегодня 21.01.2024, неделя 33-я по Пятидесятнице, Попразднство БогоявляенияБожественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.21:15–25 (зач. 67). Лит. – Недели по Богоявлении: Еф.4:7–13 (зач. 224 от полу́). Мф.4:12–17 (зач. 8).

От Матфея святое Благовествование

Апостол и евангелист Матфей | 29.11.2019 | Смоленск - БезФормата

4.12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

4.13. и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

4.14. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

4.15. земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

4.16. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

4.17. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

В сегодняшнем евангельском чтении апостол Матфей повествует о начале проповеди нашего Спасителя.

Вскоре после событий Крещения и сорокадневного пребывания Христа в пустыне Иоанна Крестителя постигло несчастье. Он был арестован царем Иродом Антипой и посажен в темницу замка Махерон. Его преступление заключалось в том, что он публично обличал Ирода Антипу за то, что тот совратил жену своего брата и женился на ней, отослав от себя законную супругу. Небезопасно обличать восточного деспота, и мужество Иоанна Крестителя привело его сначала в тюрьму, а потом к смерти.

Но время шло неумолимо, и Спасителю надлежало приступить к исполнению Своей миссии. Господь удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском (Мф. 4, 12–13). В этом есть какая-то символическая бесповоротность: Спаситель оставил Свой родной дом и больше никогда не возвращался туда. Прежде чем открыть дверь, которая была впереди, Он как бы захлопнул дверь, которая оставалась за Ним.

Сам город Капернаум, а если быть точнее – Кафернаум, куда направился Спаситель и где Он произнес Свою первую проповедь, к сожалению, был полностью уничтожен. Археологи до сих пор не имеют единой точки зрения о его местонахождении. Было высказано два предположения. Чаще всего (и это кажется наиболее правдоподобным) его отождествляют с городом Тел Хум, на западном берегу северного конца Галилейского моря. Другое и менее вероятное предположение то, что Капернаум находился на расстоянии около 400 километров к юго-западу от Тел Хум. В любом случае там, где мог стоять Капернаум, сейчас не осталось ничего, кроме развалин.

Капернаум – город галилейский. Но что мы знаем о самой Галилее? Это самая северная область Палестины и самая плодородная. Существовала поговорка, что в Галилее легче вырастить рощу оливковых деревьев, чем в Иудее – одного ребенка.

И потому в Галилее была огромная плотность населения. Но отличалась она не только количеством жителей, галилеяне были людьми особого рода: окруженные со многих сторон язычниками, они легче воспринимали все новое, но при этом твердо держались иудейской традиции. Природные качества галилеян и ход истории сделали Галилею тем местом в Палестине, где новый учитель с новой вестью имел шанс быть услышанным, и именно там Христос начал Свою миссию и впервые произнес Свою проповедь: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Эти слова нам уже знакомы. Именно с таким призывом обращался к народу Иоанн Креститель на реке Иордан. И Господь обращается к людям с таким же призывом. В этом блаженный Иероним видит особый Промысл Божий: «После предания суду Иоанна Предтечи Христос Сам непосредственно начинает проповедовать, то есть по прекращении собственно действия закона и начинается Евангелие. Если же Спаситель проповедует то же, что раньше проповедовал Иоанн Креститель, то этим Он показывает, что Он есть Сын Того же Бога, пророком Которого был Иоанн».

Проповедь нашего Спасителя заключается в заповеди, без исполнения которой невозможно наше с вами спасение: «Покайтесь!» Это призыв к каждому из нас отвернуться от греховных путей наших и обратиться к Богу, поднять глаза наши от земли и взглянуть на небо. Эта заповедь приобрела крайне важное значение, потому как приблизилось Царство Божие. Вечность вторглась в жизнь. Бог вторгся в мир в Иисусе Христе, и потому чрезвычайно важно, чтобы каждый из нас последовал за Христом.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

ЧЕЛОВЕК ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Ангел пустыни

Великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн часто изображается на иконах в виде аскетичного человека в бедной, грубой одежде с крыльями за спиной. Ангел пустыни — так иногда называют этого удивительного святого, вспоминая предельно ясные слова пророка Малахии, сказанные об Иоанне за 400 лет до его рождения: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал. 3, 1).

Но, как изверившийся избранный еврейский народ ждал Мессию в виде земного царя, так же, возможно, ждал он и Его Предтечу — в блеске и славе. Однако, облечённый, по слову пророчеств, силой пламенного Илии, Ангел Божий во плоти поселился в дикой Иорданской пустыне. Здесь он и показал падшим иудеям пример настоящей бескомпромиссной верности Господу — верности, которая, быть может, и сделала этого человека (а ведь он именно человек) равным ангелам (вся радость и смысл существования которых состоит в верности Богу).

Вот, что пишет о Крестителе митрополит Сурожский Антоний: «… когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух… Видишь в нем образ человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим его часто является предтечей Господним, тем, кого Он послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их к пониманию и принятию Христа».

Образ человека

Иоанн, как свидетельствует о нём Сам Иисус Христос, по величию своему превосходил всех людей. Но жил он не во дворце, а в пустыне; питался, чем придётся; одевался в одежду бродяги. Креститель не боялся никого: он был послан проповедовать покаяние, и нёс эту проповедь каждому, невзирая на опасности. Совесть была его проводником по дорогам земной жизни, да он и сам стал воплощённой совестью.

Однажды Иоанн узнал, что иудейский царь Ирод живёт в блудном сожительстве с женой своего брата. Пророк, конечно, понимал что рискует, но всё-таки по праву и своему призванию прямо обличил Ирода в грехе. В конце концов, Предтеча был убит за это своё обличение. Боялся ли он смерти? Один мусульманин как-то сказал мне: «Я не понимаю, почему Христос не спас Иоанна — где же тут любовь, которую проповедует христианство?» Наверное, всё дело в том, что постоянная ангельская любовь к Богу двигала человеком Иоанном, когда он так рискованно и настойчиво обличал царя. Духом своим он уже давно был не на земле (иначе не объяснить полное отсутствие в нём нашего стандартного тщеславия по поводу своей духовной силы). Он стал ангелом. И ангелу ли бояться смерти от руки человека? Господу не нужно было спасать Крестителя от руки палача, ведь это была дорога не к смерти.

Образ ближайшего друга Господня

Ученики Христа до последних дней земной жизни своего Учителя спорили о том, кто же из них будет ближе к Господу в Царствии Небесном. Иоанн же ещё перед самым Крещением Иисуса сказал: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 27). А позже пророк добавил к этим словам: «…не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 28-30).

Перед каждым христианином ныне встаёт образ настоящего человека Иоанна Крестителя, как верный пример возможности любить Бога действительно всем сердцем.

Как пишет о нём всё тот же Антоний Сурожский: «Каждый из нас друг ко другу… послан как Предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия…» — верное и радостное слово о Господе.