Избра́нная уго́днице Христо́ва, свята́я блаже́нная Ксе́ние,

хвале́бное пе́ние ти прино́сим, чту́ще терпе́ние твое́ и злострада́ние во́льное;

ты же, иму́щи дерзнове́ние ко Го́споду,

во вся́ких беда́х и напа́стех заступа́й нас, гре́шных, взыва́ющих к тебе́:

Ра́дуйся, Ксе́ние блаже́нная, моли́твеннице о душа́х на́ших.

(Акафист святой блаженной Ксении Петербургской, Кондак 1)

В Соборе святых апостолов Петра и Павла прошли

торжественные богослужения в

день памяти Блаженной Ксении Петербургской,

Христа ради юродивой.

Богослужения возглавил Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили протоиерей Сергий Первушин, протоиерей Димитрий Жульсарин, иерей Михаил Березин, иерей Антоний Шувакин, иерей Сергий Сафонеев, диакон Павел Орлов, диакон Владимир Бартоль. Песнопения богослужений исполнил архиерейский хор под управлением регента Затай А.А.

Вечером 05 февраля 2024 года, было совершено всенощное бдение с пением акафиста.  На полиелее священнослужителями было пропето величание: Велича́ем тя, свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши о нас Христа́ Бо́га на́шего. 

Среди святынь нашего храма имеется икона святой блаженной Ксении Петербургской. Во время помазания елеем верующие приложились к иконе.

6 февраля, в Седмицу 36-ю по Пятидесятнице, состоялась праздничная Божественная Литургия. 

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф.11:27–30 (зач. 43). Лит. – Еф.2:19–3:7 (зач. 222). Мк.11:11–23 (зач. 50). Блж.: Гал.5:22–6:2 (зач. 213). Лк.6:17–23 (зач. 24). 

От Марка святое Благовествование:

След апостола Марка в Священном Писании и Предании Церкви

11.11. И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

11.12. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 

11.13. и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

11.14. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

11.15. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 

11.16. и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

11.17. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

11.18. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

11.19. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

11.20. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

11.21. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

11.22. Иисус, отвечая, говорит им: 

11.23. имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.

В сегодняшнем евангельском чтении речь идет о двух событиях из жизни нашего Спасителя: проклятии смоковницы и изгнании из Иерусалимского храма менял и продавцов жертвенных животных. Евангелист Марк рассказывает, что, проходя дорогою из Вифании в Иерусалим, Господь взалкал и, увидев смоковницу, пожелал вкусить от нее плодов, но ничего не нашел на ней, хотя она и была покрыта листьями, и сказал: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! (Мк. 11,14).

Смоковница подверглась проклятию за то, что она своим видом обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья обычно являются после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было. Стоит заметить, что событие это происходит в контексте очищения Иерусалимского храма от денежных менял и торгующих голубями и прочими жертвенными животными. Храм был исполнен красоты и благолепия, но они терялись за внутренним бесчестием наполняющих его людей.

Проявляя ревность о чистоте храма, Господь начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь (Мк. 11,15–16). Храм – это дом молитвы, предназначенный для общения с Богом. А покупатели и продавцы превратили его в вертеп разбойников своими сделками, которые заключали там, мешая молиться входящим в храм.

Поутру ученики чрезвычайно поразились, когда увидели, что смоковница, которую проклял Спаситель, засохла до корня.

Смоковница – символ израильского народа, которому Бог посылал обильные плоды благодати через пророков. Но под внешними нормами и правилами израильский народ не сохранил эти плоды. А время нового урожая еще не настало, ведь новые плоды благодати появятся лишь после сошествия Святого Духа на апостолов, когда миру откроется вся полнота Божественной любви.

Слова данного евангельского отрывка звучат сегодня и для нас. Если мы, имея в себе внутреннюю благодатную Божественную силу, не приносим добродетельные плоды, то мы лишаемся ее и становимся сухими ветками, которые легко может охватить огонь страстей. И, наоборот, если мы поддерживаем и сохраняем в себе Божественную благодать, то всегда будем являть миру плоды Божественных дарований.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

По окончании богослужения иерей Михаил Березин обратился к прихожанам со словами проповеди.

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

6 февраля Русская церковь чтит память Ксении Петербургской. У блаженной Ксении чаще всего просят квартиру, машину и мужа хорошего. Несмотря на обыденность просьб, она никому не отказывает в утешении и помощи, хотя когда-то Ксения Григорьевна Петрова потеряла все это за один день — и мужа и дом и экипажи. Ее история вполне подходит для настоящей «лав стори».

СМЕРТЬ

Никто не знает, когда она родилась, но в ту пору, где-то в начале XVIII века, Петербург еще достраивался. Улица, на которой поселилась молодая прекрасная, респектабельная семейная пара: военный Андрей Федорович Петров и его жена Ксения Григорьевна Петрова, вся состояла из деревянных домиков.

Счастливые пары не так интересны обывателям, как бродящие по околотку сумасшедшие. Вот и эта пара ничем особенным не отличилась в памяти народной, разве что муж был интересный человек, будучи военным, по преданию в чине полковника, он пел в церковном хоре. Все изменилось в день внезапной кончины Андрея Федоровича во цвете лет без христианского покаяния. На похоронах Ксения Григорьевна была одета в камзол, кафтан, штаны и картуз покойного мужа. Весь костюм был традиционных армейских цветов — зеленый с красным, а сама Ксения, которой тогда минуло только 26 лет, выглядела совершенно сумасшедшей. Она всех уверяла, что Андрей Федорович жив и что это его жена, Ксения, скончалась. Конечно, соседи жалели несчастную вдову, не выдержавшую удара судьбы, но сама вдова не понимала, почему ее жалеют. Ксения Григорьевна Петрова стала скитаться по улицам и всем, знавшим ее, предлагала признать в ней покойного Андрея Федоровича. «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, — говорила она встречным знакомым. — аз же грешный весь тут». Видимо она решилась прожить жизнь за своего мужа, чтобы таким образом завершить дело его христианского спасения. Безумие?

СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ ЛЮБОВЬ

В то время люди лучше всматривались в жизнь друг друга. Соседи за Ксенией Григорьевной послеживали. Что-то никак она в себя не приходила. В военной форме ходить это одно, а вот отдать бедным свой дом и все имущество – это уже совсем другое дело, даже в XVIII веке. Времена меняются, но людское рассуждение в таких случаях неизменно: «Вы подумайте! Была приличная женщина, вела дом, следила за собой и на тебе! Ходит в рванье по улицам, несет всякий бред, да еще и сама себе финансовую яму роет». Общественность решила, что пора принимать меры. Организовали встречу Ксении Григорьевны с бывшим начальством покойного мужа. Может быть, они смогут выяснить, что случилось с ее головой, и поместить в какое-нибудь Богоугодное заведение? Но при беседе Ксения вела себя вполне разумно, и начальство вынуждено было признать, что с головой у нее все в порядке. Пришлось добропорядочным горожанам примириться с этой странной женщиной в своем околотке. Так началась история святой, для которой любовь стала сильнее смерти.

Как произошло так, что в босоногой, грязной Ксении, в потрепанном всеми петербуржскими ветрами мужнином камзоле, люди стали видеть блаженную, сказать трудно. Просто постепенно стали замечать, что безумные речи «Андрея Федоровича», как она просила себя называть, имеют свой скрытый смысл. Они стали понимать «шифр». «Возьми пятак, — предлагала Ксения монету своей знакомой — тут царь на коне.(Георгий Победоносец ред.) Потухнет». Что потухнет? Зачем пятак? Уже подходя к дому, женщина видит, что ее дом горит. Потушили пожар очень быстро. Даже можно сказать со скоростью чуда.

Или однажды зашла Ксения в к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища тебе Бог ребенка послал! Беги скорее!». Параскева была женщина одинокая и страдала от этого, так что призыв блаженной прозвучал для нее, как горн, и она побежала. При приближении к воротам Смоленского кладбища, ныне это улица Камская, ее бег остановили «непредвиденные» обстоятельства. Извозчик сбил беременную женщину, та разродилась, и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. Но разве не за ним она бежала на кладбище? Отца и родных искали, да так и не нашли. Так у Параскевы появился сын.

Блаженная Ксения дожила до семидесяти двух лет, проведя на улице сорок два года. Скончалась она не позднее 1806 года. По ночам Ксения стояла на молитве в полях за городом, помогала носить кирпичи на строящуюся колокольню Смоленской церкви, а днем разговаривала с людьми своим эзоповым языком, молилась о них с заботой, по-матерински. Ведь люди во все времена с одинаковыми бедами.

ЧАСОВНЯ

На Смоленском кладбище гуляют, как в парке. Мамаши с детьми, молодые влюбленные, старики под ручку. По этим же дорожкам когда-то бродила босоногая Ксения, привычный городской персонаж, как сказали бы сейчас. Кто-то смеялся над ней, а кто-то с таинственным видом рассказывал: «Она не простая. Вчера мои из гостей ехали поздно, ее за городом видели. И знаете, что она там делала? Молилась. Представляете? Ночью». От улицы Лахтинской на Петроградской стороне, где сначала жила, а потом скиталась Ксения, до Смоленского кладбища на Васильевском острове путь не близкий. Но там, на Смоленском кладбище лежал драгоценный человек, незабвенный муж, любовь к которому была у Ксении так велика, что ее и теперь хватает на многих. Сейчас могила Андрея Федоровича, к сожалению, утеряна. В годы гонений целые династические склепы сравнивали с землей. Но Ксенину могилу до 1902 года регулярно сравнивали с землей верующие, нескончаемым потоком приходившие к ней и понемногу бравшие «земельку» для исцелений. Так ее могилу никак нельзя было незаметно уничтожить.

Часовню над могилой поставили еще в 1830 году. В 1902 было совершено освящение каменной часовни над могилой блаженной Ксении. В изголовье мраморной гробницы был поставлен иконостас. На стенах было множество икон. После революции и начавшихся гонений на церковь, «двадцатка» Смоленской церкви и священники подписали с Василеостровским Советом рабочих депутатов договор об аренде часовни. Среди имен подписавшихся под этим документом мы видим имя настоятеля - протоирея Алексея Западалова. Впоследствии священник принял мученическую кончину в Свирьлаге.

В 1940 году часовню закрыли, но люди не переставали идти к Ксении. Во время войны в часовне устроили склад горюче-смазочных материалов, надгробие разобрали, иконы сожгли. После войны в 1946 году, в тот же год когда открыли Троицко-Сергиеву Лавру, было получено разрешение и на открытие часовни. Отсыревшее, оскверненное здание было отреставрировано, начали служить панихиды. С девяти утра до девяти вечера поток людей не иссякал в те годы. В 1960 году часовню опять закрыли, устроили в ней скульптурную мастерскую.

Совсем скоро, 6 июня, мы будем праздновать день прославления блаженной Ксении. Это случилось в 1988 году.

ЧУДО

Уборщица часовни, проработавшая на этом послушании десяток лет, говорит о чудесах на могилке блаженной Ксении так: «Видела ли я чудеса? Ну, смотря, что вы подразумеваете под этим словом. Что вошел человек без ноги, а вышел на своих двоих — нет, такого я не видела. А вот как приходят благодарить и прямо в часовне из ушей вот такие бриллианты вынимают и отдают на храм — это я видела» Она делает многозначительное лицо и показывает на руках, что бриллианты были достаточной величины. «Я же не буду спрашивать «какое с вами такое чудо произошло, что вы такие бриллианты отдаете?» — То ли спрашивает она, то ли делает заключение о существовании чудес вообще.

Чаще всего в часовню к Ксении приходят девушки и женщины. Когда-то сама Ксения устроила семейную жизнь одной своей знакомой девицы. Правда есть мнение, что Ксения это сделала скорей из жалости к несчастному вдовцу. Девице блаженная сказала, что ей надо идти на Смоленское кладбище, потому что «там твой муж жену хоронит». Девица пошла, хотя в словах Ксении было много непонятного, и действительно встретилась там с похоронной процессией. Присоединившись к ней, она познакомилась с самим вдовцом, который впоследствии женился на ней и получил утешение в своей скорби. Так что, мужчинам тоже стоит просить себе у Ксении хорошую жену.

В часовне можно увидеть объявление, написанное на старой картонке, которое приглашает помочь убраться после службы. Но оказывается, за эту почетную обязанность никто не дерется, упускают потрясающую возможность посидеть в одиночестве после уборки часовни и помолиться Ксении сколько душе угодно. «Ну конечно, машину хочу, дачу хочу, а убираться никто не хочет, — без злобы, с привычным пониманием человеческой природы рассказывает еще одна женщина, регулярно несущая послушание уборщицы «у Ксении». Люди, во все времена люди.

ЖИЗНЬ КАК ЧУДО

Смоленское кладбище напоминает сказочный лес где-то на экваторе: стволы деревьев, словно из темного бархата, высокий папоротник пропускает сквозь резные листья солнечные лучи, стелящиеся растения, окутывают камни надгробий, покрытые мхом. Но, проведя несколько часов около часовни блаженной Ксении, пообщавшись с людьми, перестаешь понимать, в каком мире ты находишься. Мир живых переплетается с миром мертвых в бесконечных историях. История человека начинается с рождения, но настоящую жизнь она получает после его смерти, с того часа, когда уже ничего нельзя изменить в этой летописи. На Смоленском кладбище с любовью рассказывают как истории святых, так и истории бандитов.

Галина администратор цирка. Она вырастила три дочери, муж у нее генерал-майор милиции, участвовал во многих боевых операциях. На кладбище она свой человек вот уже 12 лет. Ее часто можно встретить у могилы праведного Григория, которого она очень почитает. «Он мне всегда помогает. Я спросила благословение у батюшки ухаживать за могилкой. Он давно жил, где-то в конце 18 века. Что-то у него в жизни случилось, и он стал все бедным раздавать. Раздавал и говорил, когда ваши дела поправятся, вы тоже часть бедным отдавайте», — рассказывает она народное предание. Так Григорий создал что-то типа финансовой пирамиды. По его молитвам многие стали жить хорошо и в свою очередь помогали другим. Эта схема действует и по сей день. Есть странная традиция закапывать в его могилу монетки. Галина все время пытается посадить в эту землю цветы, поэтому монетки откапывает, и несет в храм. Иногда люди кладут и большие купюры. Так деньги возвращаются нуждающимся.

Еще две блаженные, Ирина и Анна, почивают недалеко от блаженной Ксении. Блаженная Анна (Лашкина) скончалась в 1853 году. Окончив один из петербургских институтов, она готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел другую. Тогда Анна покинула Петербург и стала скитаться. Однажды ее поместили в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре Анна ушла и оттуда. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, Анна бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной площади. Обитатели Сенной — торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики — хорошо знали ее, охотно подавали ей милостыню. Все полученное подаяние Анна раздавала бедным.

Рядом с блаженными находится общая могила «сорока мучеников», сорока монахов, расстрелянных на кладбище в годы советских гонений.

И в наше время Смоленское кладбище не оставляют блаженные. «Нина! Можно тебя сфотографирует корреспондент из Москвы?» — Нина сухая маленькая женщина с дерматиновой сумочкой, в беленькой затертой вязаной береточке, из-под которой видна прическа, старательно закрученные в старомодный валик седые волосы. Она кормит кошек у часовни. «Нет. Пока время не пришло нас раскрывать. Придет время все мы известны станем», — отвечает она, как заговорщик. Вообще-то Нина доктор. Ей был поставлен диагноз рак. Ее историю рассказывает послушница уборщица часовни. Рассказ звучит как по накатанной: «Поехала она к старцу, а он ей говорит, ты должна бросить все и жить в святом месте. Вот она все оставила, и пришла жить к нам на кладбище. Полгода она жила в беседке над могилой еще одного благодатного батюшки, отца Александра Косухина. Но потом могилку отца Александра стали переделывать и беседочку снесли. Вот теперь она живет по людям. Кому что сделает: где со старушкой посидит, где поухаживает за больными. Я так понимаю, на это и живет. Она очень непростая. Все время молится, ни на кого не смотрит. Не со всеми разговаривает».

Святой блаженной Ксении принято писать письма. Раньше из каждой щели часовни над ее могилой на Смоленском кладбище выглядывал беленький уголок записки. Но теперь повесили специальный ящик. Пишут письма и в храм Смоленской иконы Божией Матери, что на кладбище, к которому приписана часовня, с просьбой помолиться «у Ксеньюшки». Так обычно поступают те, кто по тем или иным причинам не имеют возможности доехать до Санкт-Петербурга. Им обычно высылают в ответ лепестки роз в конверте, смоченные в масле из лампадки на могилке блаженной. Потом многие пишут письма, благодарят: «Я вам писала в прошлом году о наших семейных проблемах, просила помолиться за нас грешных. И по молитвам Ксеньюшки все разрешилось. Мама успела оформить досрочную пенсию в 60 лет, а у сестры бывший супруг не отобрал квартиру, оставил сыну». Все благодарности публикуются в специальной газете «Смоленский храм»

Конечно, что такое квартира или пенсия, по сравнению с духовной жизнью!? Но не все живут такой духовной жизнью, как блаженная Ксения. Петербуржцы идут к ней как к самому близкому человеку. И не важно, что они просят квартиру с машиной или мужа хорошего. Загадка в том, что просят они у той, кто все это потерял за один день — и мужа и дом и экипажи. И она никому не отказывает в утешении и помощи.