5 февраля — день памяти всероссийского старца, известного духовника и праведника Иоанна Крестьянкина.

Пожалуй, не встретишь среди верующих православных людей того, кто не знал бы имени Иоанна Крестьянкина. Как при жизни к старцу тянулись сотни, тысячи людей с разных уголков нашей многострадальной страны, томимой духовным голодом, так и сейчас в его трудах, письменных наставлениях и воспоминаниях о нем, мы находим большое утешение и укрепление в вере. «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8), и отец Иоанн, исполненный благодати, излучал ту самую любовь, без преувеличения, к каждому человеку. Любовь как наставление, любовь как призыв к покаянию, любовь как врачевание, любовь как память о вечном Творце. Старец любил каждого, даже закоренелого зэка или предателя. Даже в самом отъявленном преступнике и грешнике он видел больную душу, которая исцеляется любовью и кротким назиданием, а это приводит к ее возрождению и покаянию.

Иоанн Крестьянкин родился 11 апреля 1910 года в Орле. Он был восьмым, самым младшим ребенком в семье. Михаил Дмитриевич Крестьянкин — отец старца, умер рано, и всех детей вырастила одна мать — Елизавета Илларионовна. Она была верующей, благочестивой женщиной и воспитала своих чад в духе христианского благочестия, чистоты и целомудрия. С самого младенчества было очевидно, что младший Ванечка — Божий человек. Он всегда стремился к Господу, к храму, и уже в детстве говорил другим ребятам, которые шутки ради «сватали» ему невесту: «Я монах!». В шесть лет он помогал в храме: чистил лампады и церковную утварь, прислуживал в качестве пономаря, а потом — и иподиакона. У него появляются духовные наставники, которые оказали большое влияние на его дальнейшую судьбу и выбор. Это: протоиерей Аркадий Оболенский, протоиерей Николай Азбукин, протоиерей Владимир Сахаров, протоиерей Всеволод Кавригин, епископ Николай (Никольский), епископ Серафим (Остроумов), протоиерей-старец Георгий Косов, старица Вера (Логинова), блаженный Афанасий Сайко. В 12 лет благочестивый отрок Иоанн рассказывает священнику о своем желании посвятить жизнь Богу и стать монахом. Батюшка ответил, что «это сбудется непременно»…

Батюшка (отец Иоанн Крестьянкин) любил говорить: «Господи, помилуй, Господи, прости». Так мы «Господи, помилуй» часто говорим, а «Господи прости» — редко. Вот этому надо научиться. Без всякой философии… Чтобы помогать другим, никакая философия не нужна.

Архимандрит Антоний (Гулиашвили)

После школы Иоанн Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и трудился по профессии в Орле. Но из-за большой нагрузки на работе ему все чаще приходилось откладывать посещение храма и пропускать богослужения. С этим фактом он не желал мириться и выразил свое несогласие начальству, за что был сразу уволен. Долгое время он не мог найти работу в родном городе и в 1932 году переехал в Москву. В столице Иоанн Крестьянкин устроился главным бухгалтером в небольшую организацию. У него сложились хорошие, доброжелательные отношения с коллегами. Сослуживцы, видя душевную открытость и чистосердечность юноши, относились к нему по-доброму. У него были друзья и приятели, но даже среди мира и житейской суеты Иоанн Крестьянкин оставался молитвенником и по духу — монахом. Он много читал, выписывал наставления святых отцов, молился — в его сердце горел огонь, который неумолимо призывал к Богу. Духовным отцом молодого человека становится протоиерей Александр Воскресенский, о котором все последующие годы он будет вспоминать с благодарностью.

Наступила война. Иоанна Крестьянкина не взяли на фронт из-за сильной близорукости. В 1944 году он становится псаломщиком в храме Рождества Христова в Измайлове, здесь же в 1945 году его рукополагают во диаконы. Вскоре Патриархом Алексием I отец Иоанн рукополагается во священника. Так начинается его сложный путь, итогом которой становится старчество.

Сам отец Иоанн никогда не называл себя старцем. А когда ему что-то подобное говорили, только в ужасе всплескивал руками: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички». Он и до конца жизни, по глубочайшему своему смирению, был в этом искренне уверен. Впрочем, равно как и многие, знавшие отца Иоанна, были убеждены, что в его лице Господь послал им истинного старца, знающего волю Божию.

Из книги «Несвятые святые», Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Отец Иоанн всегда с особой болью говорил о тех, кому пришлось пострадать и погибнуть за веру Христову в советское время гонений на Церковь, о всех исповедниках и новомучениках Российских. Он не на словах знал, что им пришлось пройти и какую испить чашу страданий. В апреле 1950 года отец Иоанн был арестован по обвинению в антисоветской агитации. Действительно, молодой священник со своими долгими проповедями, призывающими людей к Богу, не мог не раздражать советскую власть. Сначала он содержался на Лубянке, потом в Лефортовской тюрьме, потом его перевели в Бутырку. Известно, что отец Иоанн всю свою жизнь в молитвах поминал того следователя, который вел его дело. «Он мне все пальцы переломал», — говорил старец.

Однажды на очную ставку к нему привели священника, по доносу которого батюшка Иоанн и оказался в заключении. Отец Иоанн от всей души, с детской чистосердечностью обрадовался этому посещению и бросился обнимать его. Доносчик от острого укола совести даже потерял сознание. Прихожане храма объявили байкот тому священнику, но старец через записку, переданную освободившимся заключенным, просил всех простить предателя, как простил его и он сам.

«Духовная свобода, по словам отца Иоанна, «покупается дорогой ценой страданий». Эту цену заплатили многие тысячи Новомучеников и Исповедников Российских, отдавших жизнь за веру и Церковь в лютую годину гонений. Цену страданий заплатил и сам отец Иоанн. Ему суждено было пройти через тяжелые испытания, но Господь сохранил его жизнь — сохранил для всех нас, чтобы мы «порадовались при свете его» (Ин. 5, 35).

Епископ Венский и Австрийский Иларион

Отцу Иоанну дали семь лет лишения свободы и отправили в Каргопольлаг (Архангельская область). Сначала он работал на лесоповале, затем из-за слабого здоровья его перевели в другое место. Тяготы лагерной жизни навсегда оставили отпечаток на здоровье старца. Однако он никогда не роптал на эти годы, и называл их лучшей «школой молитвы». Искренняя любовь отца Иоанна к каждому человеку и доброта притягивала многих заключенных, чистосердечность обезоруживала даже самых матерых уголовников.

Священника освободили досрочно, спустя пять лет. Отец Иоанн был направлен в Псковскую епархию, затем — в Рязанскую, сменил несколько приходов. Несмотря на то, что власть не давала покоя священнику, везде после себя старец оставил добрый плод. За каждого, кого он повстречал на своем многотрудном пути, он молился. Скорбел батюшка и за всю Россию, отошедшую от Бога и погибающую в безнравственности и грехах.

Отец Иоанн Крестьянкин вспоминает: «Мое монашество началось с послушничества в шестилетнем возрасте…». С самых юных, отроческих лет он хранил в душе своей стремление к ангельскому чину. Господь благословил его на этот путь в 1966 году. Духовник отца Иоанна старец Серафим (Романцов) 10 июля постригает его в монашество. В 1967 году иеромонах Иоанн (Крестьянкин) получает благословение от Святейшего Патриарха Алексия I на служение в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре.

«Монашескую жизнь выбирают по трем причинам: для духовного совершенствования, по обету и для покаяния. Для духовного совершенствования в монастырь пришли, бесспорно, старец Симеон (Желнин), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и другие. Такие старцы — живое воплощение в жизнь Евангельского Христова учения. По обету — наверное — участники Великой Отечественной войны. На покаяние — все остальные».

«Врата небесные», архимандрит Тихон (Секретарев)

В 1970 году отец Иоанн был возведен в сан игумена, а через три года — в сан архимандрита. Около сорока лет прожил отец Иоанн в Псково-Печерском монастыре. За благословением и советом старца ехали со всех окраин России. И он принимал. Принимал многих — всех, кого успевал. Отец Иоанн постоянно был окружен множеством людей, приехавших к нему со своей болью и скорбями, бедами, тревогами и просьбами о молитве. А его молитва была дерзновенная перед Господом!

Он полностью отдавал себя людям, не жалея времени и сил, и они от старца уходили утешенные и окрыленные. Каждого принимал он с отеческой опекой и любовью — не уступчивой и податливой, но строгой, а иногда и обличительной. Для всех он находил слова утешения и наставления. Господь открывал ему Свою волю о людях. Известно множество случаев прозорливости отца Иоанна Крестьянкина. Он видел страдающие от греха сердца людей и призывал: «Давайте отдадим Господу свое сердечко, и Он наполнит его такой любовью, что станет светло жить в ней и вам, и всем».

«Отец Иоанн, встречая нас, своим бодрым говорком почти что журчал всегда что-то очень теплое и благожелательное и обязательно в итоге не призывал, а с искренней радостью буквально тащил меня в красный угол. Здесь он непременно доставал пузырек какого-нибудь особенного елея — из Иерусалима, из Америки (чаще — от каких-нибудь русских особо чтимых Богородичных икон) — и тут же, почти нежно пришептывая, начинал быстро-быстро помазывать — как обычно — и лоб, и глаза, и руки, особенно при этом сам же порой и расстегивая у меня поосновательнее пуговицы у ворота, залезая кисточкой с елеем поглубже и приговаривая: «Вот и сердечко помажем, сердечко, чтобы в нем злых помыслов уж никак бы не было, никак не было!»

Диакон Георгий Малков

Архимандрит Иоанн Крестьянкин скончался 5 февраля 2006 года после принятия Святых Христовых Тайн в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в день, который так чтил старец. Отец Иоанн оставил нам богатое наследие. И это не только его письменные труды и проповеди. Он показал нам живой и такой понятный пример святой жизни и любви как к Богу, так и к человеку, который, в первую очередь, есть образ Божий. Нам же остается только стремиться к той полноте любви, которой обладал великий всероссийский старец Иоанн. Той любви, дела которой без лишних слов сами проповедует Христа.

Советы и наставления старца Иоанна Крестьянкина:

  • Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом.
  • Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.
  • Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.
  • 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге — свобода и вседозволенность всякому злу.
  • Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле.
  • Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему.
  • Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу.
  • Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать.
  • С Креста, данного Богом, не сходят — с него снимают.
  • То, что скорбите, — это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте.
  • Без веры все страшно и сама жизнь — не в жизнь.
  • Важно не что делать, но как и во имя Кого. В этом спасение и есть.
  • Если на семейном совете голоса разделятся, то следует принять глас супруга во главу.
  • К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего.
  • Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!