Сегодня 11.02.2024, в неделю 36-ю по Пятидесятнице, Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, епископа (107). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк.16:9–20 (зач. 71). Лит. – Недели 17-й: 2Кор.6:16–7:1 (зач. 182 от полу́). Мф.15:21–28 (о хананеянке) (зач. 62). Сщмч.: Евр.4:14–5:6 (зач. 311). Мк.9:33–41 (зач. 41).

От Матфея святое Благовествование

Апостол и Евангелист Матфей « Вознесенская Давидова пустынь

15.21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

15.22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, 

Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

 15.23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив,

просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

 15.24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

 15.25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

15.26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

15.27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

15.28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Сегодняшнее евангельское чтение переносит нас в Финикию, в страны Тирские и Сидонские (Мф. 15, 21), где проживал народ, известный нам по Священному Писанию Ветхого Завета, – хананеи. Этот народ был врагом Израиля, их земли, как и сами жители Финикии, считались нечистыми.

На родине в это время Спасителю угрожала расправа: книжники и фарисеи убеждали народ в том, что Христос грешник, который служит Веельзевулу, Ирод Антипа видел в Нем угрозу своей власти, жители Назарета открыто проявляли к Нему неуважение. С другой стороны, за Господом следовали и толпы людей: кто-то искал чудесных исцелений, кого-то влекло простое любопытство. Все это лишало Его и апостолов покоя.

Приближалось время крестных страданий. Учителю еще много нужно было сказать Своим ученикам, подготовить их к грядущим испытаниям. Именно поэтому Он отправляется туда, где ни Его, ни Его апостолов не будут преследовать иудеи. Но и тут, в Финикии, слава о Христе как о чудотворце шла впереди Его.

По дороге Спасителя и учеников догоняет крик некой хананеянки: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22). Господь не сразу реагирует на эту просьбу. Его внимание привлекают к этой женщине апостолы: отпусти ее, потому что кричит за нами (Мф. 15, 23).

Поначалу Господь поясняет ученикам: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). К погибшим, то есть к потерянным, пропавшим. Тут речь не о какой-то особенной группе израильского народа, а о том, что потерян весь Израиль. Сын Божий пришел в этот мир в первую очередь как пастырь иудеев, а потом уже остальных народов. Христос до последнего борется за души погибающих – это будет великий урок для всех Его учеников.

Женщина догнала Спасителя и подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне (Мф. 15, 25). И далее происходит удивительный диалог, который, к великому сожалению, передает только слова, но не интонации Христа и хананеянки: Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 26–27).

Не только свое смирение проявила перед Христом эта женщина, но и свое остроумие, напоминая Ему о «крошках, падающих со стола». Ее вера вновь показала апостолам, что сила Христа, хоть Он и пришел спасти в первую очередь народ Израиля, может исцелить людей всего мира, так что и язычникам достанутся «крошки» благодати Божией.

Только после Пятидесятницы, получив дар Святого Духа, апостолы отправятся на проповедь к язычникам. Они пойдут, проповедуя воскресшего Христа. Но сейчас они даже были еще не готовы принять добровольность предстоящих страданий их Учителя, в то время как язычница-хананеянка, предваряя будущее, уже настаивала на Пасхе.

Сегодняшнее евангельское чтение вновь напоминает нам о главном: для Христа нет ничего невозможного, главное – в это верить.

Помогай нам в этом Господь!

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 3

Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бы́сть;/ из чре́ва а́дова изба́ви на́с,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 3

Воскре́сл еси́ дне́сь из гро́ба, Ще́дре,/ и на́с возве́л еси́ от вра́т сме́ртных;/ дне́сь Ада́м лику́ет, и ра́дуется Е́ва,/ вку́пе же и проро́цы с патриа́рхи воспева́ют непреста́нно// Боже́ственную держа́ву вла́сти Твоея́.

Перевод: Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно божественную мощь власти Твоей.

Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца

Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Игнатий Богоносец

Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году, скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67–107 гг..). В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать Ангельское пение. По образцу Ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан.

Игнатий Богоносец

Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший любовь не ненавидит».

Христианином является тот человек, который Христа носит в своей душе, в своём сердце. Святой Игнатий Богоносец принял мученическую кончину, но его сердце, на котором сияло имя «Иисус Христос», осталось нетронутым. Сияние Божие должно быть в сердце каждого верующего, как и смирение и твёрдость в отстаивании веры в истинного Бога.

Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4

И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Игна́тие,// моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод:

И нравам апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Игнатий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак священномученику Игнатию Богоносцу, глас 3

Све́тлых по́двиг твои́х светоно́сный день/ предпропове́дует всем в верте́пе Рожде́наго:/ Сего́ бо жажда́я от любве́ наслади́тися,/ потща́лся еси́ от звере́й снеде́н бы́ти;// сего́ ра́ди и Богоно́сец наре́клся еси, Игна́тие всему́дре.

Перевод:

Светлых подвигов твоих светоносный день предвозвещает всем в пещере Рожденного, ибо желая насладиться Его любви, ты решился (на мученичество) быть съеденным зверями, потому и назвался Богоносцем, Игнатий премудрый.

Молитва священномученику Игнатию Богоносцу

О, вели́кий святи́телю Богоно́сный Игна́тие! К тебе́ припа́даем и мо́лим тя, при́зри на ны гре́шныя, прибега́ющия к твоему́ заступле́нию! Умоли́ Го́спода, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша: ты му́ченически ду́шу твою́ за ве́ру положи́л еси́, да́руй и нам му́жество во всем подража́ти тебе́. Ничто́ в жи́зни не возмогло́ отлучи́ти тя от любве́ ко Го́споду, ни ле́стныя обеща́ния, ни преще́ния, ни угро́зы, ниже́ са́мыя му́ки: ты с ра́достию предста́л пред зверьми́ на смерть лю́тую и, я́ко а́нгел, возлете́л еси́ во оби́тели Отца́ на́шего Небе́снаго; и моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем. Бу́ди же, святы́й уго́дниче, предста́телем у Го́спода: за ны, недосто́йнии рабы́ твоя́; помога́й и всем правосла́вным христиа́ном святы́ми твои́ми моли́твами ко всемогу́щему Бо́гу, да изба́вит ны от гла́да, тру́са, гра́да, бездо́ждия и смертоно́сных боле́зней, и да да́рует нам здр́авие и спасе́ние. Бу́ди же нам помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби, наипа́че в час кончи́ны на́шея яви́ся нам све́тлым защи́тником и хода́таем и умоли́ Го́спода сподо́битися всем нам, тебе́ ны́не те́пле моля́щимся, получи́ти по христиа́нской кончи́не Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси святи́и вку́пе с тобо́ю ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.