12 февраля Православная Церковь чтит память сразу трех святых —

Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.

В церковном календаре праздник значится как Собор трех святителей

или Трехсвятие.

Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом. Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви. Каждый их них — это яркая звезда на святоотеческом небосклоне. И у них есть один день в году, когда празднуется их общая память.

Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской — костер горящий, пламенный, волевой, умевший не только логично изложить основы веры, но и повести за собой. Основатель монашества в Каппадокии. Составитель правил православного благочестия, по которым и сегодня живет Православная Церковь.

Григорий Богослов был не только епископом, но стал архиепископом Константинопольским. Святительство и окормление паствы не помешало ему быть богословом-поэтом. Стихи, проповеди, гомилии, на разнообразные темы, их образность, насыщенность, утонченность и метафоричность принесли ему славу Богослова и до дня нынешнего именно его труды являются сокровищницей письменности того времени.

Святитель Иоанн Златоуст — подвижник и мученик, пылкий, обличающий, яркий оратор. И хотя он жил на несколько десятилетий позже, чем Василий Великий и Григорий Богослов и не встречался с ними, но прекрасно знал и изучил их книги и писания. Наверное, можно сказать, что из всех трех святителей он прожил самую мятежную и сложную жизнь. Его принципиальность в вопросах догматов веры, умение их преподать, объяснить и донести до понимания людям разных сословий принесли ему не только почитателей и последователей, но и массу врагов, не находивших аргументов противостоять святителю. А каждое слово святителя Иоанна есть драгоценный дар, своего рода кусок богословского золота.

Сегодня мы читаем на нашем молитвенном правиле молитвы, составленные Иоанном Златоустом и Василием Великим, служим именно их Литургии.

Несмотря на то, что жили эти святые отцы ещё в в IV столетии, их общий праздник стали отмечать гораздо позже - только с XI века. Дни памяти каждого из них по отдельности праздновались и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно синаксарю, который помещен в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по иной версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни из них ставили выше остальных Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда произошло чудо: эти святители явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявив о своем равенстве пред Господом, и повелели праздновать их память в один день, а также сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января (по старому стилю), поскольку все трое святителей вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1 января, Григорий Богослов — 25 января, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27 января.

Сама служба праздника удивительна тем, что вместо привычного запева «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» поются специальные запевы, как на двунадесятых Господских праздника, а на Литургии прокимен и аллилуарий святителям взят из службы апостолов: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их».

Кроме того, день почитания трех святителей считается еще праздником образования, праздником всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в семинариях, университетах и академиях. В храмах при духовных школах и семинариях в этот день по традиции совершается особая служба - многие молитвы и песнопения исполняются на греческом языке.

Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4

Я́ко апо́столов единонра́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод:

Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.

Кондак святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 2

Свяще́нныя и Боговеща́нныя пропове́дники,/ верх учи́телей, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х твои́х и упокое́ние:/ труды́ бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не прославля́яй святы́я Твоя́.

Перевод: Священных и Богогласных проповедников, высших из учителей, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды и подвиг их признал Ты высшими всякой жертвы, Один, Прославляющий святых Твоих.

Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

О, пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся концы́ земли́ озари́вшия и мече́м сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия! Припа́дающе к ва́шему милосе́рдию, с ве́рою и любо́вию из глубины́ души́ вопие́м: предстоя́ще престо́лу Пресвяты́я, Единосу́щныя, Животворя́щия и Неразде́льныя Тро́ицы, за Ню́же сло́вом, писа́нием, и житие́м до́бре подвиза́стеся и ду́ши своя́ полага́сте, всегда́ моли́теся Ей, да укрепи́т и ны в правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, и во вседуше́внем послуша́нии Его́ Це́ркви Святе́й; да препоя́шет ны с высоты́ си́лою на вся неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша; да соблюде́т Це́рковь Свою́ незы́блему от неве́рия, суеве́рия, ересе́й и раско́ла; да да́рует наро́ду на́шему долгоде́нствие и во всем благо́е поспеше́ние; па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, власте́м суд и пра́вду, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́, си́рым и вдови́цам заступле́ние, боля́щим исцеле́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рцам утеше́ние, оби́димым заступле́ние и всем вся, ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная, я́ко да в ми́ре и покая́нии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, до́брым по́двигом подвиза́ющеся, тече́ние на́ше сконча́ем и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с ва́ми всегда́ пе́ти и сла́вити пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.