Сегодня 18.02.2024, в неделю 37-ю по Пятидесятнице, Попразднство Сретения Господня, Мц. Агафии Панормской (Палермской) (251). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иеромонах Варлаам, настоятель Храма Киприана Стороженского в деревне Сторожно, иеромонах Серафим (Максимов), иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой хор собора под управлением регента Прохоровой О.Н. и малый хор собора под управлением диакона Павла Орлова. 

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.24:1–12 (зач. 112). Лит. – Недели 32-й: 1Тим.4:9–15 (зач. 285 от полу́). Лк.19:1–10 (о Закхее)* (зач. 94).

От Луки святое Благовествование

Обращение мытаря Закхея / Православие.Ru

19.1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

19.2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

19.3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

19.4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

19.5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

19.6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

19.7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

19.8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

19.9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

19.10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о посещении Господом начальника мытарей Закхея в Иерихоне.

Иерихон был богатым городом и важным центром. Он лежал в Иорданской долине и контролировал дороги, ведущие в Иерусалим, и переправу через реку Иордан, которые вели в земли восточного берега реки.

Около города находились большой пальмовый лес и известная роща бальзамовых деревьев, запах которых наполнял воздух на многие километры вокруг. Когда римляне стали вывозить из Иерихона финики и бальзам, которые приобрели мировую известность, город еще значительнее разбогател и стал приносить казне большие доходы с налогов и пошлин.

И так как Иудея была одной из провинций Римской империи, налоги и пошлины собирались не государством, а арендаторами отдельных областей. Для этого они нанимали из местного населения особых чиновников – мытарей. Государство заранее определяло размер пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей, то есть сборщиков податей, не любили во всех провинциях империи.

Закхей, имя которого в переводе с еврейского означало «чистый» или «справедливый», был не рядовым сборщиком податей, а начальником, которому, вероятно, были подчинены мытари целого округа. Несмотря на свое богатство, он, по всей видимости, был несчастлив, потому что выбрал занятие, сделавшее его презираемым. Ненавидимый людьми, он стремился к любви Божией.

Узнав о том, что Господь идет через Иерихон, Закхей вышел к сопровождавшей Спасителя толпе, но, будучи мал ростом, не мог увидеть Его. Однако желание непременно видеть Христа было настолько сильно в нем, что, забежав вперед, он взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк. 19, 4).

Смоковница представляла собой дерево с низким стволом и раскидистыми ветвями, на которое можно было легко взобраться. Подходя к этой смоковнице, Спаситель увидел сидевшего на ней Закхея, остановился и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5).

Закхей поспешил слезть с дерева и пошел с Иисусом в свой дом. В сопровождавшей Спасителя толпе послышался ропот: подстрекаемые, вероятно, фарисеями, люди начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19, 7). Иисус слышал этот ропот, слышал его и Закхей.

Возмещение вчетверо полагалось по закону лишь за умышленный и насильственный грабеж (см.: Исх. 22, 1). В случае обычной кражи, если украденное не могло быть возвращено, хозяину полагалось уплатить возмещение в размере двойной стоимости украденного (см.: Исх. 22, 4, 7). Мы же видим, что Закхей был готов возмещать причиненный им ущерб в объеме гораздо большем, чем того требовал от него закон. Этим он доказал на деле, что стал совсем другим человеком.

Покаяние Закхея является образцом истинного покаяния, которое не ограничивается лишь бесплодным сожалением о содеянных грехах, но стремится загладить эти грехи противоположными им добрыми делами.

Ведь покаяние, не подкрепленное делами, доказывающими его искренность, является неправдоподобным. Спаситель призывает нас к исправлению жизни истинным покаянием и замещением наших грехов и страстей благими мыслями и добрыми делами.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 4

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.

 

МУЧЕНИЦА АГАФИЯ (251)

Святая мученица Агафия родилась в III веке на острове Сицилия в городе Палермо. Родители её были весьма богатыми и знатными христианами. Они с любовью воспитали свою дочь благочестивой и доброй девушкой, поселив в её сердце живую веру Христову.

Когда при императоре Декии христиан стали преследовать и убивать, Агафия решила не прикрываться своим высоким положением в обществе и с покорностью стала ждать своей очереди принять страдания за Христа.

Случилось так, что правитель той области по имени Кинтиан узнал о красоте и богатстве Агафии, и захотел склонить девушку к преступному сожительству, а заодно и овладеть её деньгами. По его приказу святую схватили и привели на суд, как исповедующую запрещённую веру. Желая развратить прекрасную христианку, Кинтиан поселил её в доме одной развратной язычницы по имени Афродисия. Эта женщина всячески пыталась склонить Агафию к желанию плотской любви и наслаждениям, но та только молилась и не слушала грязных предложений и уговоров. Тогда правитель опять вызвал святую к себе и попытался заставить её поклониться идолам, в ответ на что Агафия предложила ему самому отречься от поклонения каменным истуканам.

Святая мученица Агафия, житие

После этого святую подвергли пыткам, но она продолжала славить Христа и с радостью принимала страдания. Тогда Кинтиан приказал кущами рвать грудь мученицы.

Уже ночью в темнице истекающей кровью Агафии явился апостол Пётр и исцелил все её раны. При этом невероятно яркий свет озарил стены мрачной тюрьмы. Охрана в панике разбежалась. Люди, бывшие в заточении вместе с мученицей, предложили ей бежать, пока не поздно, но святая, жалея солдат охранявших её и желая претерпеть мучения за Господа до конца, покорно осталась ждать своих палачей.

На пятый день святую вновь вызвали к правителю. После очередного допроса, Агафию нагой бросили на раскалённые угли. Тут же началось страшное землетрясение. Испуганные горожане заставили Кинтиана прекратить пытки, и девушку вновь заперли в тюрьме. Оказавшись в темнице, Агафия подняла руки к небу и с благодарной молитвой, предала свою душу в руки Господа.

Тропарь мученице Агафии Панормской (Палермской), глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Ага́фия,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Агафия, взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и Тебя ища, страдаю, и распинаюсь, и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак мученице Агафии Панормской (Палермской), глас 4

Да украси́тся днесь Це́рковь порфи́рою сла́вною, омоче́ною от чи́стых крове́й Ага́фии му́ченицы:// ра́дуйся, вопию́щи, Ката́нская похвало́.

Перевод: Да украсится сегодня Церковь порфирой славной, омоченной чистой кровью Агафии мученицы: радуйся, взывая, Катанская слава.