Сегодня 03.03.2024, Неделя о блудном сыне. 

Накануне вечером на утрени по исполнении полиелейных псалмов в соответствии с богослужебным Уставом впервые в текущем году прозвучал 136 псалом "На реках Вавилонских". 

Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом. В этом псалме изображаются все подвиги поста, с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. "Дщи Вавилоня окаянная...", -говорит нам псалом о том, что нужно возненавидеть грех и страсть. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, "разбивая младенцы", - греховные помыслы, - "о камень" веры и молитвы.

Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Андрей Новичков, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В. 

 

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.24:36–53 (зач. 114). Лит. – 1Кор.6:12–20 (зач. 135). Лк.15:11–32 (зач. 79).

От Луки святое Благовествование

Неделя о блудном сыне / Православие.Ru

15.11. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 

15.12. и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

15.13. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

15.14. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 

15.15. и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 

15.16. и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

15.17. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 

15.18. встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 

15.19. и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

15.20. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

15.21. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

15.22. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 

15.23. и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

15.24. ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

15.25. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 

15.26. и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

15.27. Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

15.28. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

15.29. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 

15.30. а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

15.31. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, 

15.32. а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

По иудейскому закону отец не мог свободно распоряжаться своим имуществом. Старший сын получал две трети наследства, а младший – одну треть, как указывают строки 21-й главы Книги Второзаконие. Но если отец собирался удалиться от руководства делами, то его решение разделить свое имущество еще до смерти не было необычным. Однако требование младшего сына из притчи звучит прямо-таки бессердечно.

Покинув отчий дом, младший сын быстро растратил свои деньги и стал заниматься тем, что категорически было запрещено иудею по закону: пас свиней. Но в какой-то момент с ним происходит кардинальное изменение, которое Спаситель обозначает словами: Придя же в себя (Лк. 15, 17). Этим Господь как бы говорит: пока человек живет без Бога, он еще не пришел в себя, еще не обрел своего истинного «я», а обретет его лишь тогда, когда вновь найдет дорогу в свой дом.

Но человека, который хоть раз испытал на себе любовь Отца Небесного, уже не разуверить в Его существовании. А если и возникают сомнения, то, как никогда, мы должны бежать в Его дом – Святую Церковь с молитвой и покаянием, чтобы вновь и вновь ощутить всеобъемлющую любовь Божию.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. По окончании богослужения диакон Павел Орлов обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 6

А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ Де́ву, Да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 6

Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий,/ Жизнода́вец, воскреси́в все́х Христо́с Бо́г,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ е́сть бо все́х Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бо́г все́х.

Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!

Каюсь, Господи! Прости, прими!

Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу.

Этот воскресный день открывает еще одну подготовительную неделю к Великому посту. В Евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о возвращении промотавшего свою часть наследства сына в дом отца, который с радостью принимает его.

Хуже всего то, что блудный сын внутри нас не замечает самого себя. Нашу стесненность видят все, кроме нас самих. Давайте и мы найдем свое место в этой трагической и красивой притче.

Конечно, притча эта неисчерпаема. Она содержит такое множество тем, что их трудно перечислить. Каждый человек, который с благоговением вчитывается в неё, находит для себя ответ на вопросы о собственном духовном состоянии.

Юноша вырос; из ребенка он стал молодым человеком; простая, чистая, светлая, трудолюбивая, строгая жизнь отчего дома ему стала тягостью. И он обратился к отцу с самым, может быть, жестоким словом, которое можно сказать человеку: Отец! Дай мне сейчас то, чем я воспользуюсь, когда ты умрешь, когда тебя больше не будет на моем пути…

И отец ни словом не упрекнул своего сына, ни слова ему не напомнил о ласке, которой было окружено его детство, о любви, о тепле отчего дома. Если вся предыдущая жизнь, совместные труды и молитвы не смогли предопределить благого выбора, то что смогут сделать еще несколько слов? Он склонил голову и принял как бы преждевременную смерть; он принял смерть из уст своего сына: пусть буду я для него трупом, мертвым, раз он хочет только того, чем он может воспользоваться из моей жизни… 

И сын, сбросив одежду отчего дома, грубую, простую, ношенную, нарядился в городскую одежду и ушел.

Разве мы не поступаем так все, в той или другой мере? Но не будем прятаться за слова «в той или другой мере», думая: ну да, может быть, кто-то и поступает так же бессердечно, жестоко, но я только в какой-то мере подобен блудному сыну, похож на него… Нет, мы все поступаем до страшности подобно ему.

Господь нам дает бытие. Он нам дает жизнь, Он дает нам всё, чем эта жизнь полна: живое тело, живой ум, живое сердце, свободу определять свою жизнь, даёт любовь, дружбу, родство, красоту окружающего мира, закон правды в наших сердцах, — сколько еще другого Он нам дает!

Далее - закономерный путь падения. Юноша все промотал, погрузился в нужду, почувствовал необходимость за кого-то уцепиться в чужой земле. И  ничего более достойного не придумал, как  "пасти свиней". И вот, пределом мечты стало - "наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи".

Что впереди? Судя по обычному ходу вещей, - только бороться за свое "законное право" есть из свиного корыта и изощрять ум для достижения этой цели.

А что мы? Что мы сделали из своей жизни, из жизни каждого человека вокруг нас? Беспечностью, бессердечием, себялюбием, жестокостью мы превратили и превращаем этот мир в ужас. И не только в широком смысле

 слова, но в самом простом: рушатся дружбы, крушатся семьи, человек в нужде не находит отклика, ум наш не устремлен к высокому, сердце не открыто только ко всему прекрасному, воля наша не направлена к тому, чтобы этот мир стал Божиим миром.

Мы, подобно блудному сыну, всё берем у Отца, у Бога, и отвернувшись от Него, повернувшись к Нему спиной, идем творить свою волю и строить уродливый мир и уродливое общество, и в Церкви, и вне ее.

Потому что и среди нас качествует безразличие, себялюбие, а не любовь; не та крестная любовь, о которой говорит Христос, о которой Павел сказал: Принимайте друг друга, как принял вас Христос…

Неужели нам надо ждать того момента, когда истощатся все эти дары, когда ничего не останется у нас, кроме нищенства, когда старость, болезнь, обездоленность, хищничество других у нас отнимут всё, и останется только сознание: как мы были богаты, как мы были счастливы под кровом Божиим!. — и теперь, когда нам нечего другим давать и с нас ближний ничего не может обманом или насилием сорвать, мы оставлены всеми…

Но тут случилось чудо. Блуждавший до сих пор по чужой стороне вдруг пришел... Не куда-то, а "в себя"! В себя самого.

Пришел к исходной точке своих странствий, в то место, откуда вышло его желание пойти путем греха. И тут - словно ожило и заработало все, что было получено в родительском доме. "Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Решил и пошел. А отец уже с полпути выбежал навстречу, не дал даже договорить, а приказал одеть в лучшую одежду и устроить пир.

Неужели нам ждать момента, когда вдруг мы увидим себя на краю пропасти, когда пропадет в нас и сила, и надежда, когда останется только горькое, упрекающее нас воспоминание о той любви, которая нас взрастила, создав нас, и от которой мы отвернулись, которую мы отвергли, которой мы стали чужие?..

Но и это еще не все. Тут выходит на сцену старший сын, который никуда не уходил, отчей воли не нарушал, ни в чем дурном замечен не был.

Этот сын, возвращаясь с трудов, услышал о причине праздничного шума и до глубины души возмутился такой несправедливостью. Он отказался войти и принять участия в общей радости, что брат его "был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Поведение этого сына тоже довольно неожиданно.

Оказывается, и он в доме отца не научился главному, не научился любить. Поистине, нет на земле Царствия Божия, и даже в идеальных условиях не вырастают идеальные люди. Время этой жизни отпущено для познания и для изживания своих грехов.

Но - что теперь старший сын? Войдет ли он все-таки в общую радость, или тоже уйдет странствовать "на страну далече", расточать все приобретенное былым трудом? Но если уйдет он, то уже - не в телесные, а в духовные, богоборческие блудилища, где хулят Бога, говорят: "нет правды на земле, но правды нет и выше"! Ведь отец этих двух братьев — еще и наш общий Небесный Отец.

И мы также стоим сегодня перед образом старшего сына. Задумаемся о себе: рядом с каждым из нас есть кто-то, к кому мы относимся с той же холодностью, с которой мы думаем о старшем брате, но также рядом с каждым из нас есть кто-то, с кем мы обращаемся так же надменно и сурово, как старший брат отнесся к своему младшему брату, когда тот вернулся домой. Он его сбросил со счетов, тот больше не был ему братом. Младший изменил их отцу - он не заслуживал прощения. И однако отец, жертва сыновнего отвержения, легкомыслия, жестокости, прощает всем сердцем, со всей нежностью.

Эта притча - для всех. И - чтобы удержать от плотских падений: смотри, непременно дойдешь до свиного корыта. И - чтобы сказать тем, кто все же пал: главное - не отчаивайся! Небесный Отец всегда ждет, и всегда на небесах радость "и о едином грешнике кающемся".

И - чтобы тот, кто не пал, не возгордился бы и не проникся презрением к тому, кто смиренно просит прощения, и к тому, кто от всего сердца прощает.
Рассказана эта притча и для тех отцов и матерей, чьи дети все же пошли "на чужую сторону". Надо верить и в силу всего доброго, вложенного в детей, и в любовь Небесного Отца, Который всегда рядом с заблудшим, и все делает, чтобы обратить и спасти его.

Будь только сам готов принять своего заблудшего сына в любой момент и в любом виде, в котором он к тебе возвратится.

Вот о чем говорит нам на пути к Великому Посту это Евангелие. И не станем утешаться, что ждет нас Отец с надеждой, с любовью: Он ждет тех, которые покаются. Он ждет тех, которые опомнятся, встанут, и в сокрушении сердца, покаянно, пойдут к Отцу, признавая, что мы, все мы, но каждый из нас за себя — недостоин быть назван сыном нашего Отца небесного, братом нашего Спасителя Христа…и не станем тешиться надеждой, иллюзией о том, что прощение дается даром. Да, даром, как подарок любви, но в ответ на искренний крик души: каюсь, Господи, прости, прими!


Кондак Недели о блудном сыне, глас 3

Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно,/ в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство./ Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́:/ согреши́х пред Тобо́ю О́тче ще́дрый,/ приими́ мя ка́ющася,// и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х.