В Соборе святых апостолов Петра и Павла началось чтение

Великого покаянного канона Андрея Критского.

Именно этим монументальным духовным произведением открывает перед нами Церковь череду великопостных богослужений. И причина этого в том, что именно в каноне святого Андрея в самых ярких образах из Священного Писания показана главная задача Великого поста — покаяние, как живительное средство для всякой души человеческой.

Великий покаянный канон Андрея Критского — один из самых известных поэтических молитвенных текстов Православной Церкви. Он ежегодно читается в храмах в течение первых четырех дней Великого поста. Структурно ничем не отличающийся от других произведений этого жанра, канон Андрея Критского довольно тяжел для понимания, особенно с первого раза. Он написан высоким стилем, наполнен метафорами и аллегориями. Обращаясь к своей душе, автор описывает ее состояние через образы Священного Писания, вспоминает случаи глубоких нравственных падений и духовных подвигов библейских героев, имена которых далеко не у всех на слуху. Кто есть кто в каноне Андрея Критского? Разбираемся по дням.

Понедельник

Песнь 1

Тема первой песни канона — грехопадение Адама и Евы и их изгнание из рая. Ева, обманутая диаволом, уговорила Адама нарушить Божий запрет и вкусить плоды от древа познания добра и зла. Так был совершен первый грех в человеческой истории (он называется первородным), который обернулся вселенской катастрофой. Адам и Ева, а вместе с ними их потомки, утратили связь с Богом и были изгнаны из рая. В каноне Андрей Критский сравнивает себя с Адамом и Евой, говоря: «Первозданнаго Адама преступлению поревновах…» (Подражав в преступлении первозданному Адаму) и «Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве» (Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первосозданной Еве?).

Песнь 2

Во второй песне описывается маловерие апостола Петра и история евангельской блудницы. Однажды Петр, находясь вместе с другими апостолами в лодке во время бури, увидел Иисуса, идущего по воде. Апостол попросил Спасителя разрешить ему пойти к Нему и пошел по бушующим волнам. В какой-то момент он испугался, обнаружил сомнение и стал тонуть. Христос протянул ученику руку и вытащил его из воды, сказав: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф 14:31). Подобно Петру, Андрей Критский просит, чтобы Господь протянул ему руку помощи для спасения из «бури злых» (бури зла). В этой же песне автор канона сравнивает себя с евангельской блудницей, которая, в знак раскаяния в своих грехах, омыла слезами ноги Иисуса, помазала их миром, а потом отерла своими волосами. «Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю, очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим» (Как блудница, и я проливаю слезы, Милосердный; смилуйся надо мною, Спаситель, по благоснисхождению Твоему), — взывает преподобный Андрей.

3 песнь

В третьей песни автор вспоминает уничтожение Содома и бегство Лота. Содом был богатым и процветающим городом, в котором жил племянник Авраама, Лот. Содом погряз в грехе, и, когда Бог захотел уничтожить город, ангелы посоветовали Лоту бежать оттуда со своей семьей, чтобы гнев Божий не поразил и их. Лот ушел и впоследствии поселился в Сигоре. Андрей Критский призывает душу, подобно Лоту, бежать «содомскаго горения» (горящего Содома) и спасаться в «духовном Сигоре».

Песнь 4

Четвертая песнь описывает сразу несколько сюжетов из Ветхого Завета. Первый из них — это лестница из видения ветхозаветного патриарха Иакова. Во время бегства в Харран из страха перед братом Исавом, Иаков, заночевав по дороге, увидел во сне необычную лестницу. Она тянулась от земли до неба, по ней поднимались и спускались ангелы. Видение было пророческим. Лестница стала прообразом Божией Матери, от Которой Сын Божий воспринял человеческую природу и воплотился на земле. Преподобный Андрей видит в Лествице указание на необходимость духовного обновления. Он пишет: «Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися» (Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся).

Следующий сюжет также связан с Иаковом, который ради женитьбы на своей невесте Рахили семь лет работал пастухом у ее отца Лавана. После честно отработанных лет Лаван обманом выдал за Иакова старшую дочь Лию, а Рахиль согласился выдать еще через семь лет работ. Святой Андрей описывает этот сюжет, сравнивая жен Иакова с созиданием и разумом, который необходим для богопознания. Лия — это созидание, так как она родила много детей, а Рахиль — разум, мудрость, которая приобретается в результате трудов и жизненного опыта: «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится» (Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, — разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются).

Песнь 5

В пятой песни вспоминается проступок одного из сыновей Иакова — Рувима: он осквернил ложе отца, переспав с одной из его наложниц. После этого Иаков проклял Рувима. Преподобный Андрей сравнивает с Рувимом себя: «Рувима подражая окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он» (Подобно Рувиму я, несчастный, совершил преступное и беззаконное дело пред Всевышним Богом, осквернив ложе мое, как тот — отчее).

Вторая история, на которую ссылается автор — продажа Иосифа его братьями египетским купцам. Иосиф был самым младшим и любимым сыном Иакова, умным, праведным и благочестивым, из-за чего остальные братья его ненавидели. Однажды, когда Иосиф принес им в поле еду из дома, они решили его убить, однако Рувим, о котором упоминалось выше, удержал братьев от преступления. В итоге Иосиф был продан за 20 сребреников проезжающим мимо купцам. Это повествование послужило прообразом предательства Христа Иудой за 30 сребреников. В каноне преподобный Андрей призывает подражать праведности и благочестию Иосифа: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (Подражай праведному Иосифу и уму его целомудренному, несчастная и невоздержанная душа, не оскверняйся и не беззаконствуй всегда безрассудными стремлениями).

Песнь 6

В шестой песни вспоминаются израильтяне Дафан и Авирон, которые во время странствия евреев в пустыне подняли восстание против пророка Моисея и были наказаны Богом: земля разверзлась и поглотила их. Андрей Критский упрекает свою душу в том, что она, подобно этим библейским персонажам, уклонилась от Бога и призывает ее вновь обратиться к Творцу с просьбой о помощи и пощаде: «Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет» (Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: пощади!, чтобы пропасть земная не поглотила тебя).

В этой же песни описывается еще одна история, связанная с пророком Моисеем. Моисей в самом начале своей пророческой миссии был очень неуверен в себе и сомневался в том, что люди поверят, что он — посланец Божий. Чтобы укрепить веру Моисея, Господь явил ему несколько чудес. Вот одно из них: пророк, по повелению Божьему, засунув руку за пазуху, обнаружил, что она стала полностью белой от проказы. Затем, положив руку за пазуху второй раз и вытащив обратно, он увидел, что она опять совершенно здорова. Андрей Критский использует этот сюжет как свидетельство о Божественном всемогуществе. Даже самый закоренелый грешник может благодатью Божией очиститься от грехов и спасти свою душу. Главное — не отчаиваться: «Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси» (Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя ты и поражена проказою).

Песнь 7

Седьмая песнь посвящена израильским царям Саулу и Давиду. Однажды у отца Саула, Киса, потерялись ослицы, и он отправил на их поиски своего сына и одного из слуг. Они долго не мог найти ослиц и решили зайти в город, где в тот момент находился пророк Самуил, чтобы спросить у него, где им искать животных. Пророк не только открыл им местонахождение ослиц, но и по повелению Божьему помазал Саула на царство. Так Саул стал первым израильским царем. Вспоминая эту историю, преподобный Андрей призывает нас правильно расставлять приоритеты, ставя на первое место Царство Божие, а не идти на поводу у страстей и греховных желаний: «Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова (Саул, некогда потеряв ослиц своего отца, неожиданно с известием о них получил царство; душа, не забывайся, предпочитая свои скотские стремления Христову Царству).

Следующий царь Израиля, пророк Давид, совершил грех прелюбодеяния (измены) с женой своего воина Урии, Вирсавией. После этого он отправил Урию в сражение, где тот погиб, а сам взял Вирсавию в жены. Через год пророк Нафан указал Давиду на его грех, царь раскаялся и написал знаменитый 50-й псалом (Помилуй мя, Боже…) Андрей Критский, вспоминая этот сюжет, обращается к своей душе, упрекая ее в том, что она погрязла в грехах и медлит с покаянием: «Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу" (Давид некогда присовокупил беззаконие к беззаконию, ибо с убийством соединил прелюбодеяние, но скоро принес и усиленное покаяние, а ты, коварнейшая душа, совершив бо́льшие грехи, не раскаялась пред Богом).

Песнь 8

В восьмой песни упоминается несколько ветхозаветных событий и персонажей. Во-первых, чудесное вознесение на небо пророка Илии на огненной колеснице. Преподобный Андрей призывает душу иметь перед глазами пример пророка и подобно ему взойти на колесницу добродетелей, чтобы приблизиться к Богу: «Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй» (Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй, душа моя, об его восходе).

Во-вторых пророк Елисей, ученик Илии, получивший от своего учителя перед его вознесением милоть (плащ из овечьей шерсти). Автор противопоставляет Елисея, принявшего вместе с милотью сугубую благодать и силу, своей душе, которая в силу свойственного ей невоздержания остается непричастной благодати Божией: «Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» (Некогда Елисей, приняв милоть (плащ) Илии, получил сугубую благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание).

В-третьих, эпизод, когда пророк Елисей ударил плащом по водной глади реки Иордан и, после того как вода расступилась, перешел реку как по суше. Андрей Критский снова сетует по поводу того, что его невоздержанной душе далеко до такого чуда: «Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание» (Елисея милотию Илии некогда разделил поток Иордана на ту и другую сторону; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание).

В-четвертых, речь идет о женщине из города Сонама, которая приютила пророка Елисея. Узнав от ее слуги, что женщина бездетна, а ее муж уже стар, пророк Божий предрек ей рождение через год сына. Вспоминая об этом, Андрей Критский укоряет свою душу за то, что та, в отличие от праведной сонамитянки, «не ввела еси в дом ни странна, ни путника» (не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца).

Наконец, последняя тема восьмой песни касается слуги пророка Елисея — Гиезия. Когда Елисей исцелил сирийского военачальника Неемана от проказы, тот хотел вознаградить своего спасителя. Но пророк отказался от денег. Гиезий же решил обманом заполучить вознаграждение и, тайно отправившись к Нееману, попросил у него деньги от лица пророка. За этот поступок Гиезий заболел проказой, которой ранее страдал Нееман. Святой Андрей призывает свою душу отвергнуть сребролюбие, чтобы не погибнуть в адском огне: «Гиезиев подражала еси окаянная разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих» (Ты, несчастная душа, непрестанно подражала нечистому нраву Гиезия; хотя в старости отвергни его сребролюбие и, оставив свои злодеяния, избегни огня геенского).

Песнь 9

В последней песне преподобный Андрей обращается к Новому Завету. Он пишет о Христе, воплотившемся и принявшем человеческую природу со всеми ее свойствами, кроме греха. В каноне описываются обстоятельства рождения Спасителя, история волхвов, пришедших издалека поклониться Мессии, избиение вифлеемских младенцев, совершенное по приказу царя Ирода. Автор советует душе следовать новозаветным примерам праведности, уклоняться от греха, упражняться в посте и молитве: «Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением (Из новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью).

Следующий сюжет — сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне и искушения, которые предложил Ему диавол. Преподобный Андрей призывает нас, подобно Иисусу, преодолевать искушения молитвой и постом: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится» (Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом).