Великий покаянный канон Андрея Критского — один из самых известных поэтических молитвенных текстов Православной Церкви. Он ежегодно читается в храмах в течение первых четырех дней Великого поста. Структурно ничем не отличающийся от других произведений этого жанра, канон Андрея Критского довольно тяжел для понимания, особенно с первого раза. Он написан высоким стилем, наполнен метафорами и аллегориями. Обращаясь к своей душе, автор описывает ее состояние через образы Священного Писания, вспоминает случаи глубоких нравственных падений и духовных подвигов библейских героев, имена которых далеко не у всех на слуху. Кто есть кто в каноне Андрея Критского? Разбираемся по дням.

Вторник

Песнь 1

Великий канон вторника начинается с истории о Каине и Авеле, двух братьях, сыновьях Адама и Евы. Однажды они решили принести жертву Богу. Авель, который ухаживал за скотом, взял для этого лучшего ягненка. Земледелец же Каин принес в жертву вместе и хорошие, и подпорченные плоды своего урожая. Господь принял Авелеву жертву, а приношение Каина отверг. Разгневанный Каин убил своего брата, став первым в истории человечества убийцей. Преподобный Андрей сокрушается, что, вместо того чтобы подражать Авелю, он уподобился Каину, ведя порочную и невоздержанную жизнь: «А́велеве Иису́се, не уподо́бихся пра́вде, да́ра Тебе́ прия́тна не принесо́х когда́, ни дея́ния боже́ственна, ни же́ртвы чи́стыя, ни жития́ непоро́чнаго» (Авелевой праведности, Иисусе, я не подражал, никогда не приносил Тебе приятных даров, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной).

«Я́ко Ка́ин и мы, душе́ окая́нная, всех Соде́телю дея́ния скве́рная, и же́ртву поро́чную, и непотре́бное житие́ принесо́хом вку́пе, те́мже и осуди́хомся» (Как Каин, так и мы, несчастная душа, принесли Создателю всего жертву порочную – дела нечестивые и жизнь невоздержанную: поэтому мы и осуждены).

Песнь 2

Во второй песни канона вспоминается грехопадение Адама и Евы, описанное уже в первой песни канона понедельника. Автор делает акцент на том, как после грехопадения Адам и Ева заметили свою наготу и, стыдясь друг друга, стали прикрываться листьями. Гимнограф подчеркивает, что грешный человек сам обличает себя, испытывая стыд от совершенного греха. «Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей» (Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, во обличение самовольных страстей моих).

Далее в каноне приводится евангельская притча о потерянной драхме. В ней рассказывается о женщине, которая потеряла одну из десяти драхм, и в поисках пропажи зажгла все свечи и подмела дом. Найдя монету, женщина собрала всех своих подруг, чтобы поделиться с ними своей радостью. Подобно этим женщинам, и ангелы на небесах радуются о каждом раскаявшемся грешнике, говорится в притче. Преподобный Андрей просит Христа, подобно женщине, нашедшей драхму, отыскать в нем незапятнанный грехом образ Божий, который есть в каждом человеке: «Погребо́х пе́рваго о́браза добро́ту, Спа́се, страстьми́, ю́же я́ко иногда́ дра́хму, взыска́в обря́щи» (Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму, Ты взыщи и найди).

Также гимнограф упоминает тут блудницу из Евангелия, о которой говорилось во второй песни понедельника, и сравнивает себя с ней. «Согреши́х, я́коже блудни́ца вопию́ Ти: еди́н согреши́х Тебе́, я́ко ми́ро приими́ Спа́се и моя́ сле́зы» (Согрешил и, как блудница, взываю к Тебе: один я согрешил пред Тобою, приими, Спаситель, и от меня слезы вместо мира).

Последний библейский персонаж второй песни канона — мытарь. Мытари были сборщиками налогов в Римской империи, в состав которой входила и Иудея. Нередко мытари брали с людей больше денег, чем нужно. Из-за этого все их ненавидели. В Евангелии приводится притча, в которой фарисей и мытарь зашли в храм помолиться. Первый с гордостью перечислял свои добродетели, а второй, не поднимая головы, бил себя в грудь и покаянно взывал: «Боже, милостив буди мне, грешному». В конце притчи Христос говорит, что мытарь вышел из храма оправданным Богом. Святой Андрей Критский подражает в своей молитве мытарю и просит Господа о милости: «Очи́сти, я́коже мыта́рь вопию́ Ти: Спа́се, очи́сти мя, никто́же бо су́щих из Ада́ма, я́коже аз согреши́х Тебе́» (Умилостивись, как мытарь взываю к Тебе, Спаситель, смилуйся надо мною: ибо как никто из потомков Адамовых, я согрешил пред Тобою).

Песнь 3

В третьей песни вспоминается ветхозаветный праведник Ной. Он жил в то время, когда люди полностью забыли о Боге, и был избран Господом как единственно достойный продолжить человеческий род. По повелению Божию, Ной построил ковчег — большой корабль, чтобы пережить потоп, посланный в наказание за человеческие грехи. Сорок дней и сорок ночей продолжался ливень, вызвавший глобальное наводнение, в котором погибло все живое. После того как оно закончилось, ковчег еще шесть с половиной месяцев плавал по водам, пока наконец не появилась суша. В каноне преподобный Андрей сравнивает себя с грешниками, которые утонули в водах всемирного потопа. «При Но́и, Спа́се, блу́дствовавшия подража́х, о́нех насле́дствовав осужде́ние, в пото́пе погруже́ния» (Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе).

У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Однажды Ной выпил вина, охмелел и заснул в шатре без одежды. Хам, увидев отца в таком виде, пошел и со смехом рассказал обо всем братьям. В отличие от Хама, Сим и Иафет, не осмеливаясь даже взглянуть на обнаженного отца, пятясь, вошли в шатер и прикрыли наготу Ноя одеждой. С тех пор имя Хам стало нарицательным, а хамство означает неуважение, грубость и пренебрежение к людям. Вспоминая сыновей Ноя, Андрей Критский упрекает себя за то, что его душа, подобно Хаму, выставляла на посмешище ошибки и неблаговидное поведение других людей. «Ха́ма о́наго, душе́, отцеуби́йца подража́вши, сра́ма не покры́ла еси́ и́скренняго, вспять зря возврати́вшися» (Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад).

Также здесь Андрей Критский упоминает бегство Лота из Содома, о чем говорилось в третьей песни понедельника.

Песнь 4

Четвертая песнь начинается с упоминания ветхозаветного патриарха Иакова, о котором говорилось в четвертой песни понедельника. У Иакова был старший брат Исав, который продал ему свое первородство и связанные с этим привилегии за чечевичную похлебку. Сравнивая себя с Исавом, преподобный оплакивает свое греховное падение: «Иса́ва возненави́деннаго подража́ла еси́, душе́, отдала́ еси́ преле́стнику твоему́ пе́рвыя добро́ты пе́рвенство, и оте́ческия моли́твы отпа́ла еси́, и два́жды поползну́лася еси́ окая́нная, дея́нием и ра́зумом, те́мже ны́не пока́йся» (Подражая ненавиденному Исаву, душа, ты отдала соблазнителю своему первенство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения и, несчастная, пала дважды, деятельностью и разумением, поэтому ныне покайся).

Еще один библейский персонаж — праведный Иов, которого еще называют Многострадальным. Это был богатый и очень благочестивый человек, имевший много детей и обладавший большим состоянием. Дьявол, желая опорочить праведника перед лицом Бога, сказал Творцу, что Иов ведет богоугодный образ жизни лишь из-за своего благосостояния и видного положения в обществе. Тогда Бог, чтобы посрамить диавола и испытать Иова, попустил случиться большим несчастьям: Иов лишился богатства, дети его умерли, а сам он заболел проказой. Видя страдания мужа, жена Иова даже стала уговаривать его похулить Бога и умереть, чтобы положить конец мучениям. Однако праведник назвал это безумием и заявил, что от Бога следует принимать не только хорошее, но и плохое. Впоследствии, достойно пройдя через все суровые испытания, Иов обрел еще бóльшее богатство, нежели имел, и у него снова родились дети. Преподобный Андрей указывает на мужество и твердую волю Иова Многострадального и упрекает душу, что она не следует этому примеру. «И́ова на гно́ищи слы́шавши, о душе́ моя́, оправда́вшагося, того́ му́жеству не поревнова́ла еси́, тве́рдаго не име́ла еси́ предложе́ния, во всех я́же ве́си, и и́миже искуси́лася еси́, но яви́лася еси́ нетерпели́ва» (Слышав об Иове, сидевшем на гноище, ты, душа моя, не подражала ему в мужестве, не имела твердой воли во всем, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою).

Песнь 5

Пятая песнь посвящена пророку Моисею. Его имя переводится как «взятый из воды». Когда египетский фараон повелел истреблять всех новорожденных евреев, мать Моисея, Иохаведа, желая спасти сына, положила его в корзину и отправила по реке Нил. Младенца случайно нашла дочь фараона и взяла его к себе. Когда Моисей вырос, он однажды увидел, как египетский надзиратель издевается над евреем. Моисей убил египтянина и убежал в пустыню. Вспоминая это событие, Андрей Критский призывает душу усмирить гордыню, чтобы она не мешала покаянию. «Я́ко Моисе́й вели́кий еги́птянина, ума́ уязви́вши, окая́нная, не уби́ла еси́, душе́, и ка́ко всели́шися, глаго́ли, в пусты́ню страсте́й покая́нием?» (Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?)

Впоследствии Моисей вывел еврейский народ из Египта через Красное море. Уходя от погони фараона, пророк ударил жезлом по воде. Море расступилось, и евреи смогли перейти его. Затем Моисей простер свой жезл над морем, после чего его воды сомкнулись над головами преследователей. Вспоминая это чудо, преподобный Андрей сравнивает действия Моисея с жезлом с крестным знамением и замечает, что с помощью Божией человек способен совершить великие вещи. «Моисе́ов жезл вообража́й, душе́, ударя́ющий мо́ре и огустева́ющий глубину́, во о́браз Креста́ Боже́ственнаго: и́мже мо́жеши и ты вели́кая соверши́ти» (Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое).

У Моисея также был брат Аарон, его ближайший помощник и первый израильский первосвященник. Андрей Критский противопоставляет благочестие Аарона нечестию двух его дальних потомков, сыновей первосвященника Илии Офни и Финееса. Последние жили уже в более позднюю эпоху. Они были священниками, но вели порочный образ жизни, за что в итоге и были наказаны. С ними автор сравнивает свою душу. «Ааро́н приноша́ше огнь Бо́гу, непоро́чный, неле́стный, но Офни́ и Финее́с, я́ко ты, душе́, приноша́ху чужде́е Бо́гу, оскверне́нное житие́» (Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный, но Офни и Финеес принесли, как ты, душа, отчужденную от Бога нечистую жизнь).

Песнь 6

В шестой песни продолжается история исхода Моисея с израильским народом из Египта. После чудесного перехода через море преследовавшие их египтяне были поглощены водой. Святой Андрей сравнивает себя с египтянами, а морские волны с грехами, которые духовно убивают человека. «Во́лны, Спа́се, прегреше́ний мои́х, я́ко в мо́ри Чермне́м возвраща́ющеся, покры́ша мя внеза́пу, я́ко Еги́птяны иногда́, и триста́ты» (Волны грехов моих, Спаситель, обратившись, как в Чермном море, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и их всадников).

Во время блуждания еврейского народа в пустыне Господь посылал им с небес манну — пищу, которой евреи питались на протяжении всех сорока лет странствий, и поддерживал Свой народ, когда тот испытывал жажду. Горькая вода в пустыне Сур стала сладкой после того, как Моисей бросил в нее дерево. А в Рефидиме после удара пророка жезлом о скалу вода потекла из камня. Святой Андрей вспоминает это событие как пророчество о распятии Христа, когда из Его ребра, пронзенного копьем, истекли кровь и вода. «Я́ко уда́ри Моисе́й, раб Твой, жезло́м ка́мень, обра́зно животвори́вая ре́бра Твоя́ прообразова́ше, из ни́хже вси питие́ жи́зни, Спа́се, почерпа́ем» (Моисей, раб Твой, ударив жезлом о камень, таинственно предызобразил животворное ребро Твое, Спаситель, из которого все мы почерпаем питие жизни).

Моисей не дожил до окончания скитаний израильского народа, и его дело завершил его сподвижник Иисус Навин. Преподобный Андрей призывает душу «поселиться в земле обетованной» путем исполнения закона и заповедей Божиих. «Испыта́й, душе́, и смотряй, я́коже Иису́с Нави́н, обетова́ния зе́млю, какова́ есть, и всели́ся в ню благозако́нием» (Исследуй, душа, подобно Иисусу Навину, и обозри обещанную землю, какова она, и поселись в ней путем исполнения закона).

Песнь 7

В седьмой песне упоминается израильтянин по имени Оза (Зан). Этот человек некогда сопровождал перевозку ковчега Завета, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями, и по своему дерзновению прикоснулся к нему, чего делать было категорически нельзя. Вскоре Оза умер. Андрей Критский увещевает душу избегать дерзости и почитать Бога. «Киво́т я́ко ноша́шеся на колесни́це, Зан о́ный, егда́ превра́щшуся тельцу́, то́чию косну́ся, Бо́жиим искуси́ся гне́вом, но того́ дерзнове́ния убежа́вши, душе́, почита́й Боже́ственная че́стне» (Когда ковчег везли на колеснице, то Оза, когда вол свернул в сторону, лишь только прикоснулся, испытал на себе гнев Божий, но, душа, избегая его дерзости, благоговейно почитай Божественное).

Далее гимнограф пишет об Авессаломе — сыне царя Давида, который восстал против своего отца, взошел на его ложе, дерзко узурпировал власть и в итоге погиб, запутавшись собственными волосами в ветвях дерева. Андрей Критский обвиняет душу в том, что она в своих беззакониях подражала Авессалому. «Слы́шала еси́ Авессало́ма, ка́ко на естество́ воста́? Позна́ла еси́ того́ скве́рная дея́ния, и́миже оскверни́ ло́же Дави́да отца́, но ты подража́ла еси́ того́ стра́стная и любосла́стная стремле́ния» (Ты слышала об Авессаломе, как он восстал на самую природу, знаешь гнусные его деяния, которыми он обесчестил ложе отца — Давида; но ты сама подражала его страстным и сластолюбивым порывам).

Советником Авессалома в борьбе против отца был вельможа по имени Ахитофел, ранее служивший царю Давиду. После предательства и неудавшегося мятежа Ахитофел удавился, тем самым став прообразом предателя Иуды Искариота, закончившего жизнь точно так же. Автор замечает, что, несмотря на то, что душа склонна слушать советы искусителя, она может спастись с помощью Божией. «Покори́ла еси́ нерабо́тное твое́ досто́инство те́лу твоему́, ино́го бо Ахитофе́ла обре́тши врага́, душе́, снизшла́ еси́ сего́ сове́том, но сия́ разсы́па Сам Христо́с, да ты вся́ко спасе́шися» (Свободное свое достоинство ты, душа, подчинила своему телу, ибо, нашедши другого Ахитофела-врага, ты склонилась на его советы, но их рассеял Сам Христос, чтобы ты спасена была).

Преемником Давида на царском троне стал его сын Соломон, который вошел в историю как мудрейший правитель Израиля. Он построил первый Иерусалимский храм, при нем Израиль достиг невиданного расцвета. Однако царь нарушил данное им Богу обещание не уклоняться от истинной веры и в конце жизни даже стал строить жертвенники языческим идолам. Андрей Критский сравнивает душу с отступившим от Бога царем. «Соломо́н чу́дный, и благода́ти прему́дрости испо́лненный, сей лука́вое иногда́ пред Бо́гом сотвори́в, отступи́ от Него́, ему́же ты прокля́тым твои́м житие́м, душе́, уподо́билася еси́» (Чудный Соломон, будучи преисполнен дара премудрости, некогда, сотворив злое пред Богом, отступил от Него; ему ты уподобилась, душа, своей жизнью, достойной проклятия).

Позже, при сыне царя Соломона Ровоаме, который не унаследовал мудрость своего отца и не слушал его советов, в результате мятежа одного из придворных, Иеровоама, произошло разделение Израиля на Южное и Северное царство. Андрей Критский сравнивает душу с недалеким и непослушным Ровоамом и мятежником Иеровоамом и советует ей покаяться и просить Бога о милости. «Ровоа́му поревнова́ла еси́, не послу́шавшему сове́та о́тча, ку́пно же и зле́йшему рабу́ Иеровоа́му, пре́жнему отсту́пнику, душе́, но бе́гай подража́ния, и зови́ Бо́гу: согреши́х, уще́дри мя» (Ты поревновала, душа, Ровоаму, не послушавшему совета отеческого, и вместе злейшему рабу Иеровоаму, древнему мятежнику; избегай подражание им и взывай к Богу: согрешила я, умилосердись надо мною).

Песнь 8

Царь Озия, упоминаемый в восьмой песни, — один из немногих правителей, при ком Израильское царство процветало. Его даже сравнивали с Соломоном. Однако, возгордившись, Озия, не будучи священником, решил, что он вправе воскурить Богу фимиам в алтаре храма. За это царь был поражен проказой. Андрей Критский уподобляет проказу Озии страстям, которым подвержена душа и призывает ее к покаянию. «Ты Ози́и, душе́, поревнова́вши, сего́ прокаже́ние в себе́ стяжа́ла еси́ сугу́бо: безме́стная бо мы́слиши, беззако́нная же де́еши, оста́ви, я́же и́маши, и притецы́ к покая́нию» (Соревновав Озии, душа, ты получила себе вдвойне его проказу, ибо помышляешь недолжное и делаешь беззаконное; оставь, что у тебя есть, и приступи к покаянию).

Здесь же преподобный Андрей вспоминает пророка Иону, который ослушался повеления Бога и, вместо того чтобы идти проповедовать покаяние ниневитянам, решил отплыть на корабле в Фарсис. Из-за непослушания пророка корабль настигла буря. Иона, раскаявшись в своем грехе, попросил корабельщиков выбросить его в море, в котором пророка проглотил кит. Пребывание Ионы во чреве кита и его освобождение на третий день стало прообразом смерти и воскресения Христа. После этого пророк исполнил повеление Господа и призвал ниневитян к покаянию, дабы Бог не погубил их город за грехи. Ниневитяне покаялись, и Господь их пощадил. «Ниневи́тяны, душе́, слы́шала еси́ ка́ющияся Бо́гу, вре́тищем и пе́пелом, сих не подража́ла еси́, но яви́лася еси́ зле́йшая всех, пре́жде зако́на и по зако́не прегреши́вших» (Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; им ты не подражала, но оказалась упорнейшею всех, согрешивших до закона и после закона.)

Андрей Критский упоминает также пророка Иеремию, который за пророчества о захвате Израиля вавилонянами и призывы к покаянию был брошен своими согражданами в яму. Впоследствии город действительно был захвачен иноплеменниками. Автор обращается к душе и увещевает ее следовать примеру пророка. «В ро́ве бла́та слы́шала еси́ Иереми́ю, душе́, гра́да Сио́ня рыда́ньми вопию́ща и слез и́щуща, подража́й сего́ плаче́вное житие́ и спасе́шися» (Ты слышала, душа, как Иеремия в нечистом рве с рыданиями взывал к городу Сиону и искал слез; подражай плачевной его жизни и спасешься)Следующий пророк, о котором говорится в каноне, — Даниил, живший уже в период пленения Израиля Вавилоном. Вавилонский царь Навухудоносор относился к Даниилу с большим уважением, ценил его мудрость и провидческий дар. Другие придворные завидовали Даниилу и однажды хитростью вынудили царя приказать бросить пророка в ров со львами. Однако Бог послал ангелов, которые не позволили причинить Даниилу вреда. Похожая история произошла и с тремя еврейскими отроками — Ананией, Азарией и Мисаилом, которые отказались поклониться золотому идолу, сооруженному в Вавилоне. Юноши, которых бросили за это в горящую печь, были сохранены ангелом и остались невредимыми. Андрей Критский напоминает душе об этих двух случаях. «Дании́ла в ро́ве слы́шала еси́, ка́ко загради́ уста́, о душе́, звере́й: уве́дела еси́, ка́ко о́троцы, и́же о Аза́рии, погаси́ша ве́рою пе́щи пла́мень горя́щий» (Ты слышала, душа, как Даниил во рве заградил уста зверей; ты узнала, как юноши, бывшие с Азариею, верою угасили разожженный пламень печи).

Песнь 9

В девятой песни вторника, как и понедельника, преподобный Андрей приводит примеры из Нового Завета. Речь идет о Предтече и Крестителе Господнем Иоанне. Иоанн обличал царя Ирода Антипу за то, что тот женился на супруге своего брата Иродиаде. Дочь Иродиады, Саломея, в качестве награды за свой танец, по совету своей матери, попросила у Ирода голову Иоанна Предтечи. Ирод удовлетворил просьбу и приказал отрубить пророку голову. Вспоминая это событие, преподобный Андрей призывает подражать праведности и чистоте Иоанна Предтечи и уклоняться от беззаконий, подобных нечестию Иродиады. «Го́рлица пустынолю́бная, глас вопию́щаго возгласи́, Христо́в свети́льник, пропове́дуяй покая́ние, И́род беззако́ннова со Иродиа́дою. Зри, душе́ моя́, да не увя́знеши в беззако́нныя се́ти, но облобыза́й покая́ние (Пустыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов светильник взывал, проповедуя покаяние, а Ирод беззаконствовал с Иродиадою; смотри, душа моя, чтобы не впасть тебе в сети беззаконных, но возлюби покаяние).

Также преподобный Андрей вспоминает Самого Христа, Который совершил чудо в Кане Галилейской, превратив воду в вино, исцелил расслабленного и слугу сотника, кровоточивую женщину и многих других больных, воскресил сына Наинской вдовы. Также в этой песне упоминается беседа Христа с самарянкой. «Кровоточи́вую исцели́ прикоснове́нием кра́я ри́зна Госпо́дь, прокаже́нныя очи́сти, слепы́я и хромы́я просвети́в, испра́ви, глухи́я же и немы́я, и нича́щия ни́зу исцели́ сло́вом, да ты спасе́шися, окая́нная душе́ (Господь исцелил кровоточивую через прикосновение к одежде Его, очистил прокаженных, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и уврачевал словом скорченную, чтобы ты спаслась, несчастная душа).