Сегодня 26.05.2024, Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Максим Черненко и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.24:1–12 (зач. 112). Лит. – Деян.9:32–42 (зач. 23). Ин.5:1–15 (зач. 14).

От Иоанна святое Благовествование

5.1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

5.2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

5.3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

5.4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5.5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

5.6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

5.7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

5.8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

5.9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

5.10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

5.11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

5.12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

5.13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

5.14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

5.15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Купальня, у которой было совершено исцеление, располагалась на северо-восточной стороне городской стены, на пути через Кедронский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору, у Овечьих ворот.

Ворота эти назывались так потому, что близ них был рынок, на котором покупались овцы для жертвоприношений, или потому, что через них прогонялись к храму эти животные. Купальня называлась Вифезда, что в переводе с еврейского значит «дом милосердия или милости Божией».

Такая милость Небесного Отца к народу проявлялась в том, что Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин. 5, 4). У купальни был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет (Ин. 5, 5). Вероятно, он находился у этой купели продолжительное время, и около него не было помощника, который бы окунул его в воду тотчас по ее возмущении. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6).

Больной был не в состоянии передвигаться самостоятельно достаточно быстро, чтобы погрузиться в купель сразу, как вода начнет возмущаться, а потому отвечал: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 7). И в этих словах отразилось его терпение: не имея успеха столько лет, он все-таки не отчаивался. Господь, исцеляя расслабленного, говорит: встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8).

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Христос не тотчас исцеляет его, а сперва предрасполагает его к Себе вопросом, пролагая в нем готовый путь вере, и не только исцеляет, но и повелевает взять свой одр, чтобы и совершившееся чудо имело тем более достоверности».

Вероятно, исцеленный вскоре пошел в храм, чтобы принести благодарность Богу за свое исцеление. Здесь и встретил его Спаситель.

Желая излечить не только его тело, но и душу, Господь призывает: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).

Строки сегодняшнего евангельского чтения напоминают нам о том, как меняется человеческая природа, встречаясь со спасительной благодатью Божией. И лишь обращение ко Христу и стремление проводить свою жизнь в исполнении заповедей Божиих дают надежду на подлинное исцеление не только тела, но и души.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход.

По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Петропавловского и Булаевского Владимира ежегодно в преддверии международного дня защиты детей проводится благотворительная акция "Белый цветок". Цель акции-сбор средств семьям с детьми, которые нуждаются в лечении. История "Белого цветка" начинается в Европе с конца 19 века. С 1911 года по инициативе государя Николая II, дни Цветков стали проводиться во многих городах России. Сама императрица с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара. Все вырученные средства шли на лечение людей, больных туберкулезом. Эта замечательная традиция дошла до наших дней. Дети своими руками изготавливают белые цветы, поделки, вкладывая в них свою душу, тепло, любовь, добро.

Традиционно ежегодно в благотворительной акции принимают участие дети Воскресной школы при соборе свв.апп.Петра и Павла. Приобретая символ акции в виде "белого цветка", прихожане Собора внесли посильный вклад в сбор средств для Набоковой Ульяны (2,5года), нуждающейся в лечении. Общими усилиями приходом собора свв.апп.Петра и Павла было собрано 151 500 тенге.

Пока живешь, творить добро спеши, лишь путь добра-спасение души!

НЕДЕЛЯ 4-Я ПО ПАСХЕ. О РАССЛАБЛЕННОМ

В четвертую неделю после Пасхи совершается воспоминание исцеления Христом расслабленного в Иерусалиме.

У Овечьих ворот находилась купальня, называвшаяся по-еврейски Вифезда, что значит "Дом милосердия" или милости Божьей: вода в эту купальню собиралась из целительного источника. Целебный источник привлекал множество больных всякого рода. Тут, у купальни, находился расслабленный (парализованный больной), страдавший уже 38 лет и почти потерявший надежду когда-либо исцелиться. Смилостивившись, Господь мгновенно исцеляет несчастного одним Своим словом: «Встань, возьми постель твою и ходи».

Но так как была суббота, то иудеи вместо того, чтобы порадоваться за несчастного, страдавшего столько времени, или удивиться чуду, возмутились тем, что бывший больной посмел нарушить заповедь о субботнем покое, нося свою постель, и сделали ему замечание. Исцеленный, однако, не без некоторой дерзости начал оправдываться, что он только выполняет веление Того, Кто исцелил его.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Из этих слов видно, что болезнь постигает человека в наказание за его грехи, и Господь предостерегает исцеленного от повторения грехов, чтобы не постигло его еще большее наказание.

Тропарь Недели о расслабленном, глас 3

Да веселя́тся Небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию сме́рть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о расслабленном, глас 3

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих,/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́емь:// Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.