В субботу, перед праздником Святой Троицы, Православная церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. Смысл этого поминовения очень глубок. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на землю для научения, освящения и приведения всех людей к вечному спасению. Поэтому Святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение с верой и молитвой о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве. Домашняя молитва за умерших близких — это наш святой долг. Но особую помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. 

В Соборе святых апостолов Петра и Павла богослужения Троицкой субботы начались вечером 6 июня — в храме проходила вечерняя служба с чином Великой панихиды. Великая Панихида, или Парастас (греч. «ходатайство») — вечернее заупокойное богослужение, служащееся накануне родительских суббот и включающее в себя пение 17 кафизмы (непорочны) и заупокойного канона. 

Сегодня, 7 июня утром, богослужение в храме началось с заупокойной Литургии, по окончании которой была отслужена панихида. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил иерей Павел Орлов, ему сослужил иерей Сергий Сафонеев. Песнопения Литургии исполнил малый хор Собора.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Деян.28:1–31 (зач. 51). Ин.21:15–25 (зач. 67). За упокой: 1Кор.15:47-57 (зач. 163). Ин.6:35–39 (зач. 21).

От Иоанна святое Благовествование

21.15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

21.16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

21.17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

21.18. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

21.19. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

21.20. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21.21. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

21.22. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

21.23. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?  

21.24. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

21.25. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Строки евангельского чтения повествуют о беседе воскресшего Спасителя с апостолом Петром на берегу Галилейского моря.

Во время трапезы, приготовленной для Своих учеников Спасителем, Он обращается к Петру с вопросом о том, любит ли он Его больше, чем другие. Конечно, этим вопросом Спаситель хотел испытать любовь Своего верного ученика, который на словах был готов пойти за Ним, но в момент суда над Христом трижды отрекся от Него.

Более того, по своему смирению Петр вместо глагола ἀγαπᾶν, «любить», произнесенного Господом и подразумевающего любовь жертвенную и снисходящую к ближнему, употребляет другой глагол – φιλεῖν, подразумевающий дружеское, сердечное расположение. Таким образом, Петр уже не настаивает на том, что его любовь ко Христу является жертвенной, как он утверждал ранее. Ведь в момент суда над Спасителем, когда, казалось бы, эта жертвенная любовь должна была обнаружить себя, он проявил малодушие.

Господь дважды обращается к Петру с вопросом о любви жертвенной, но в ответ слышит слова, выражающие чувства дружеской любви. Поэтому третий вопрос Спаситель задает иначе, используя глагол φιλεῖς, то есть как бы говоря: «Действительно ли ты друг Мне, Симон?» Петра же опечалило как раз то, что он не сразу понял суть вопроса, и, следовательно, не выразил готовности проявить жертвенную любовь по отношению к Своему Учителю и каждому верующему человеку.

Первый вопрос, который Господь задает по воскресении каждому из нас касается Самого Господа: «Любишь ли Меня?» И это действительно важно, потому что отношения со Христом и жизнь каждого из нас зависят только от ответа на этот вопрос.

Ведь любовь всегда связана с ответственностью и жертвенностью. Следовательно, мы по-настоящему любим Христа, если готовы отсечь все греховное, все то, что не соответствует Евангелию, взять свой крест и, исполняя волю Божию, последовать за Христом.

Каждый православный христианин знает о том, что милосердие Божие безгранично, и что тёплые молитвы верующих могут реально помочь усопшим в загробной участи. Потому-то и вспоминают православные усопших за каждым богослужением, а также сугубо молятся о них во время родительских суббот.

«От века мертвых всех, поживших с верою благочестиво, в сей день по имени память совершая, верные, Спасителя и Господа воспоем, прося усердно им в час суда дать добрый ответ Самому Богу нашему, суд совершающему над всею землей, достигнуть стояния справа от Него в радости, на месте праведных и во святых уделе светлом, стать достойными Небесного Царства Его», 

— поется в стихире на стиховне Троицкой субботы.

ПОЧЕМУ МЫ МОЛИМСЯ ОБ УСОПШИХ?

Почему мы молимся об усопших? Ответ на этот вопрос без объяснений сердцем понятен каждому православному христианину, живущему церковной жизнью. Однако, часто этот ответ бывает всё-таки нужно сформулировать: для тех, кто не так давно в Церкви; для тех, кто исповедует иную религию; для неверующих людей, интересующихся подобными вещами.

Что же мы ответим? Вот так, сразу, в нескольких словах? Толкования тех или иных мест из Библии, мысли святых на этот счёт, богословские диспуты — всё это порой может оказаться неубедительным, ведь свои контрдоводы на это всё найдутся (особенно у представителей иных религий или христианских конфессий). Впрочем, контрдоводы найдутся в любом случае… И, всё же, как правильнее всего обосновать необходимость молитв об усопших? Ответ прост: мы молимся о них по закону любви.

Кто-то скажет: «В Писании нет предписания молится за тех, кто перешёл в мир иной». А мы ответим: «Если нет указания, что такие молитвы являются грехом, то по любви мы можем молиться о наших почивших братьях и сестрах! А раз они наши братья и сёстры, то молиться о них мы обязаны. Иначе, какие же мы братья, раз оставляем их без нашей поддержки за порогом смерти — там, где они больше всего в ней нуждаются? Бог сказал, что с Ним христианину возможно всё, и, значит, молитвы за усопших обязательно будут услышаны».

В ином мире уже нет у человека возможности покаяться в своих грехах — эта возможность есть только здесь, на земле. Значит, только на нас вся надежда усопших — на наши просьбы перед Богом об их помиловании. Но даже если бы была возможность покаяться там, когда душа стоит перед лицом Божиим, который видит её насквозь, то не наш ли долг и в этом случае походатайствовать перед этим великим Судьёй о милости к нашим друзьям и близким?

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) — говорит Господь, называя эту заповедь второй по важности после заповеди о любви к Богу. И здесь мы тоже можем услышать ответ на вопрос о том, зачем молиться об усопших. Ведь на их месте мы должны увидеть себя — предстоящими перед Богом, молящими о милосердии, желающими почувствовать в этот поистине страшный момент руку помощи. Там мы бы обязательно захотели, чтоб ради нас кто-нибудь взял на себя подвиг молитвы, а, значит, этот подвиг мы, как христиане тоже обязаны понести.

Любовь отвечает на все вопросы, разрешает все сомнения, открывает двери, всё освящает и всё побеждает.

И именно к любви ныне, в Троицкую родительскую субботу, призывает нас Церковь,

в чем да поможет нам Господь Бог!