Сегодня 22.06.2025, во Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Апостольский постБожественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев и иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк.16:1–8 (зач. 70). Лит. – Рим.2:10–16 (зач. 81 от полу́). Мф.4:18–23 (зач. 9). Свв.: Евр.11:33–12:2 (зач. 330). Мф.4:25–5:12 (зач. 10).

Как понимать заповеди блаженства / Православие.Ru

От Матфея святое благовествование

4.18. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

4.19. и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

4.20. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

4.21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

4.22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

4.23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

В центре Галилеи располагалось Галилейское озеро, или море. Оно изобиловало рыбой, а потому рыболовство было одним из главных занятий местных жителей. Рыбу ловили на удочку или сетями, которые искусно забрасывали с берега или с мелководья. Затем их вытаскивали на землю вместе с пойманной рыбой. Этим делом и занимались Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, когда их увидел Спаситель.

Петр, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и однажды, по его указанию, пошли за Иисусом Христом: они хотели быть рядом с Ним, слушать Его. Но их избрание на апостольство произошло чуть позже, и в этом был свой смысл. По Божественному Промыслу необходимо было, чтобы они стали свидетелями жизни Христа, Его учения и чудес до самого Его вознесения на небо.

А потому Господь призвал их именно в тот момент, когда они были внутренне к этому готовы. Спаситель, обращаясь к Петру и его брату Андрею, говорит: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19), то есть проповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу.

Евангелист Матфей сообщает, что Господь призвал Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы (Мф. 4, 18).

Имя Симон является сокращенным вариантом еврейского имени Симеон (точнее Шимон). Греческое же имя Петр является переводом арамейского слова «кифа», означающего «камень, валун, скала». Христос нарек Симона Петром, потому как увидел в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви. Андрей – брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.

Услышав призыв Христа, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 20).

Идя далее, Господь увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их (Мф. 4, 21).

Иаков Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, был братом евангелиста Иоанна Богослова. Сам же Иоанн был призван раньше вместе с Андреем.

Им не на что было купить новые сети, а потому они чинили старые, изорванные сети; в такой бедности жили Иаков и Иоанн, питаясь от праведных трудов своих, и, будучи связаны союзом братской любви, не покидали отца и служили ему как любящие дети. Услышав же призыв Христа, братья тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 22).

Как мы видим, ученики Христа до встречи с Ним вели размеренную, обычную для того времени жизнь. Но в один момент для них все изменилось: Бог избрал их как послов Своего Небесного Царства в земном мире.

Нам же следует помнить, что Господь не избирает сильных мира сего для продолжения проповеди Евангелия. Он останавливает Свой выбор на рыбаках, простых и бедных людях, наставляя их примером собственной жизни посредством проявления любви и милосердия, как и каждого из нас. Ведь и мы призваны быть благовестниками Евангелия Царства Божьего, и не только словами, но и примером всей своей жизни и дел.


По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

По окончании Божественной Литургии и славления Всем Святым в земле Русской просиявших, был совершен Крестный ход вокруг Собора.

В завершении богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди. 

Тропарь, глас 1

Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

Кондак, глас 1

Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.

Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»

НАШИ ПОМОЩНИКИ НА ПУТИ КО СПАСЕНИЮ

В день всех святых в земле Русской просиявших мы вспоминаем самых нам близких угодников Божиих, ведь они жили в той же стране и принадлежали к той же Русской Православной Церкви, что и мы, говорили на понятном нам языке, их жизнь неразрывно связана с историей нашей страны (а имена многих из них ещё и вписаны в эту историю золотыми буквами). Сегодня мы их вспоминаем, молимся им усердно, восхваляем их подвиги веры. Но чего же они особенно ждут от нас? Конечно же, того, чтобы мы подражали им в их любви к Богу. Как сказал апостол Павел : «Подражайте мне, как я — Христу!» И нет в этих словах ни капли самодовольства —только горячее желание своим примером способствовать спасению ближних своих, своих братьев по вере.

Глядя на святых нашей Церкви в те или иные отрезки жизни страны, понимаешь, что возможность спасения есть всегда и у всех — от правителя, окружённого искушениями власти и богатой жизни, до крестьянина и простого гражданина, вынужденного тратить много сил своих на элементарное пропитание.

Мы видим мучеников, которые смиренно принимали страдания за веру в тёмные средние века, а также видим мучеников, которые приняли страдания в годы ещё совсем недавних гонений на Церковь — как они похожи, и как похожи методы врага рода человеческого, желающего отторгнуть людей от Бога! Всегда одно и то же: жизнь или вера, спокойное, сытое существование предателя или вера! Вспомним святых Бориса и Глеба, которые на заре русской государственности пожелали принять смерть, лишь бы не начинать братоубийственной войны; вспомним тут же и новомучеников, которые жили совсем недавно — все они пострадали именно потому, что знали, что спасение души важнее мирского благополучия. И в каждую эпоху находились люди в России, которые неизменно выбирали веру, и оказывались поэтому в числе святых. А значит, и сейчас это возможно.

Много в России, как и во всём православном мире благоверных, праведных правителей и военных, прославленных также в лике святых. Мы чтим их, и жизни многих из них можно успешно применить в деле патриотического воспитания. Но только ли в патриотизме дело? Конечно, не только. Ведь причиной канонизации правителей и военачальников всегда была их вера, которая и помогала им защищать Родину, быть поистине благочестивыми правителями, которые приносили пользу в первую очередь духовному состоянию народа и успевали при этом быть настоящими молитвенниками. Таких было немало во все времена, и они тоже для нас пример — пример того, как можно быть и тем, в чьих рука светская, или военная власть, и тем, кто всей душой стремится ко спасению. Феодор Ушаков, Александр Невский — много-много имён, и все они, как бы говорят нам: «Какое бы положение ты, христианин, не занимал — всегда для тебя открыта дорога веры — деятельной и живой! Всегда есть место для подвига!»

Не забудем сегодня один из самых заметных чинов святых — преподобных. Люди, которые, по названию судя, уподобились самому Христу — максимально приблизились к идеалу христианской жизни. Многие из них ещё на земле получили от Бога великие духовные дары за свою добродетельную жизнь, и ныне славны чудесами, которые происходят по молитвам к ним. Однако, и эти чудеса, являемые через них, тоже не самое главное. Иногда мы поражаемся, читая жития наших преподобных отцов и матерей, забывая при этом, что и мы призваны к такому же приближению к Богу, к такой же встрече с Богом, как и они. Человек рождается для того, чтобы прийти к Богу, и никто не рождается для того, чтобы оказаться в аду, который предназначен только лишь для сатаны и его ангелов. Люди тоже попадают в ад в результате своей нечестивой жизни, но по призванию своему мы все должны стать гражданами Неба. Именно об этом говорят преподобные святые — их жизни являются примерами пути к Богу. Кто-то с детства начал эту дорогу, как тот же Сергий Радонежский; а кто-то стал преподобным после долгих лет борьбы со своими страстями, как родной брат преподобного Сергия святой Стефан Московский. Иными словами не ради умиления нашего при чтении жизнеописаний святых они написаны, а ради того, чтобы применить эту мудрость в своей жизни.

Все, жившие (и, конечно, ещё живущие, но нами не знаемые) святые Русской Церкви суть наши проводники в Царствие Божие. Они помогают нам своей молитвой, но пройти этот путь каждый из нас должен сам, помня, что все мы созданы по образу и подобию Божию, и, разумеется, применяя на практике в своей духовной жизни весь духовный багаж, собранный (в том числе и для нас) за все прошедшие столетия сонмом святых в земле Русской просиявших.

Тропарь, глас 8

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Ин тропарь, глас 4

Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о, всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.

Кондак, глас 3

Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га.

Ин кондак, глас 6

Предста́телие страны́ на́шей неусы́пнии,/ хода́таи о нас ко Творцу́ непреста́ннии,/ не пре́зрите моле́ний на́ших,/ но, предваря́юще на по́мощь, я́ко сро́дницы на́ши,/ ускори́те на моли́тву/ и потщи́теся на умоле́ние,// предста́тельствующе при́сно о чту́щих вас.