В Соборе святых апостолов Петра и Павла прошли

торжественные богослужения в

день почитания апостола Андрея Первозванного.

Богослужения возглавил иерей Павел Орлов, ему сослужил иерей Владислав Овчаров. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.В. 

Накануне вечером, 12 декабря, в храме было совершено Всенощное бдение с пением акафиста святому апостолу Андрею Первозванному. На полиелее священнослужители пропели величание: "Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве." 

13 декабря, в Седмицу 27-ю по Пятидесятнице,  состоялась праздничная Божественная Литургия. Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф.4:18–23 (зач. 9). Лит. – 2Сол.3:6-18 (зач. 277). Лк.20:19–26 (зач. 101). Ап.: 1Кор.4:9-16 (зач. 131). Ин.1:35–51 (зач. 4).

От Луки святое Благовествование

12.32. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

12.33. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 

12.34. ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

12.35. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

12.36. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.

12.37. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

12.38. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.

12.39. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

12.40. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.


В данном евангельском отрывке, дорогие братья и сестры, Господь обращается к апостолам с поучением об истинном богатстве, призывая их к духовному бодрствованию. 

Проповедуя Своим ученикам, Спаситель говорит: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Зачастую люди боятся неизвестности. Христос же убеждает Своих учеников не иметь страха перед грядущими и неизвестными событиями, так как Милостивый Отец, Господин будущего века, премудро заботится о них.

Не зря Господь называет Своих учеников «малым стадом». Они не так многочисленны, не так богаты, не имеют влияния и положения в обществе, более того, уязвимы, так как находятся на виду, противопоставленные остальному миру, как малое стадо овец стае волков. Во Христе же Бог уже благоволит к апостолам, Он уже открывает им Свое Царство.

Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лк. 12, 33), – призывает Господь. Главной целью жизни человека является Царство Божие. Именно в нем ученики Христовы должны полагать свое богатство, а не в материальных ценностях этого мира. Христос предлагает каждому человеку иметь кошелек, который не знает износа, собирать сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает (Лк. 12, 33).

Александр Павлович Лопухин так поясняет слова Спасителя: «Старайтесь приобрести себе небесное сокровище, то есть вход в славное Царство Христово. Однако нельзя думать, что это будет достигнуто одним раздаянием своего имения бедным или одной милостыней. Милостыня, раздача своего имения только освободят человека от препятствия, каким является богатство для человека, который стремится к приобретению Царства Небесного, но кроме этого ищущий такого Царства должен приложить все свои силы к достижению поставленной им цели».

Именно поэтому Господь призывает апостолов к духовному бодрствованию: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк. 12, 35). Иными словами: будьте всегда готовы в любой час дня и ночи послужить Богу своими трудами.

Далее Господь произносит притчу о бодрствующих рабах и внезапном возвращении домой Господина. Она являет пример ученикам быть такими, как хорошие слуги, которые ждут своего хозяина домой после пиршества, чтобы ему не пришлось дожидаться у дверей, пока те проснутся и встанут.

Эта маленькая притча обещает таким слугам великую и поразительную награду: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12, 37).

Блаженный Феофилакт поясняет: «Добрых рабов Он полагает на ложе, то есть всех во всем успокаивает. Ибо как лежавший на ложе все тело успокаивает, так и в будущее пришествие все святые будут успокоены во всех отношениях. Здесь они не находят отдохновения для тела, а там вместе с душами и тела их, наследовав нетление, будут наслаждаться совершенным покоем... Господь “станет служить” достойным рабам, воздавая им равное. Как они служили Ему, так и Он послужит им, предлагая им изобильную трапезу и подавая наслаждение духовными дарованиями».

Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12, 40). Данные слова Спасителя являются неким итогом притчи: христианин должен бодрствовать, так как время нашей встречи со Христом неизвестно.

Нам открыта удивительная тайна: если наша вера и желание творить дела милосердия и любви будут гореть в наших сердцах огнем неугасимых светильников, то благоволением Отца Небесного нам будет даровано в наследство Царство Божие. Главное – не бояться быть частью «малого стада» Христова.

АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ 

Первозва́ннаго апо́стола Христо́ва, Ева́нгелия Свята́го пропове́дника,

Росси́йския страны́ богодухнове́ннаго просвети́теля,

Андре́я пресла́внаго, пе́сньми восхва́лим, стоя́ще на версе́ холма́,

иде́же Кре́ст водрузи́ десни́ца его́, и ему́ я́ко Це́ркве возсле́дователю верхо́вному,

в сле́д себе́ указа́вшему е́й пу́ть ко Христу́, во умиле́нии воззове́м:

Ра́дуйся, Андре́е, апо́столе Христо́в Первозва́нный.

Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Симона-Петра, по преданию проповедовал Евангелие в Скифии, Малой Азии и Греции и распят в городе Патрасе, на косом (Андреевском) кресте.

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

 Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра.

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь.

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию (земля, на которой позднее образовалась Русь), Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов (финский Валаам) прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Далее святой Апостол пошел в греческий город Виза́нтий (будущий Константинополь), где основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти учеников Господа – Стахи́я.

Апостол Андрей везде, где путешествовал, ставил большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Он не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую группу людей, как делают старцы.

Он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами, беседовал с греческими философами и скифскими торговцами, был знаком с китайскими чиновниками, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.

На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратокл. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест».

Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. Случилось это около 62 г. н.э..