Сегодня 14.12.2025, Седмица 27-я по Пятидесятнице,  Рождественский пост. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.В.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Еф., 233 зач., VI, 10-17. Лк., 91 зач., XVIII, 18-27 (Недели 30-й) . Прав.: Кол., 258 зач., III, 12-16. Лк., 26 зач., VI, 31-36 .

От Луки святое Благовествование

Святой апостол и евангелист Лука

18.18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18.19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

18.20. знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою».

18.21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

18.22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

18.23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

18.24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

18.25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

18.26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

18.27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Рассказ о богатом юноше мы встречаем у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Каждый из авторов привносит в это повествование свои нюансы. Так, евангелист Матфей указывает на то, что вопрошавший был юношей; апостол Марк делает акцент на чистоте его помыслов, замечая, что Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк. 10, 21). Лука, в свою очередь, пишет, что вопрошавший был из начальствующих (Лк. 18, 18).

Данную историю часто понимают неверно. Многим кажется, что вся суть описанного события сводится к тому, что истинными последователями Христа могут стать лишь те, кто откажется от своей собственности. Мол, только обрекая себя на добровольную нищету, можно наследовать вечную жизнь. Но история богатого юноши совсем не об этом.

Он подбегает ко Христу с вопросом о том, что ему надо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18, 18). При этом, обращаясь к Господу, называет Его Учителем благим (Лк. 18, 18), что больше похоже на лесть или очередной громкий титул, которые Спаситель не любил. Он не отрицает того, что учит людей, но в первую очередь учит любить Бога, Того, от Которого исходит истинное благо – вечная жизнь. И как стать ее наследником, юноша может узнать только от Благого Бога.

Бог уже открыл Своему народу путь к вечной жизни в Своих заповедях благого поведения: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18, 20). Исполняющий данные Богом установления уже на пути к вечной жизни.

И юноша, воспитанный с детства в законе Божием, строго соблюдает их, о чем и говорит Спасителю: все это сохранил я от юности моей (Лк. 18, 21). Заметим, что Сердцеведец Господь, от взора Которого не может укрыться ничто, не останавливает его, не указывает на какую бы то ни было неправду; напротив, обращается к нему, говоря: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22).

Христос, предлагая богатому юноше продать свое имение и раздать деньги нуждающимся, не ставит дополнительное условие для вхождения в вечную жизнь; напротив, этими словами Он заверяет человека в том, что продажа имения не принесет ему убытка. Напротив, он обретет нетленные сокровища на небесах уже здесь и сейчас.

Услышав столь неожиданный призыв, богатый человек опечалился, потому что был очень богат (Лк. 18, 23). Видя отказ юноши, Господь с грустью замечает: трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25). Богатство не мешало ему исполнять заповеди, но помешало следовать за Христом, с Которым Царство Небесное уже сошло на землю. Богатство само по себе не несет опасности. Богатый человек, соблюдающий заповеди Божии, наследует жизнь вечную, но может упустить возможность войти в настоящую радость, в настоящее благо уже здесь – в земной жизни.

Суть рассказа о богатом юноше вовсе не сводится к мысли о том, что лишь те, что откажутся от своей собственности, могут войти в вечную жизнь. Этот рассказ обращен к каждому из нас, невзирая на наше благосостояние или его отсутствие. Юноша оказался попросту самонадеянным человеком, хотя и исполнял установленные в законе нормы благочестивого поведения. В своей самонадеянности он не нашел полного ощущения грядущего спасения, вхождения в Царство Божие уже в земной жизни. А оно возможно! Но исключительно если мы сумеем пожертвовать всем ради следования за Христом.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.

 

Тропарь воскресный, глас 2